Налоговая поддержка развития цифровых компаний в Китае
НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПАНИЙ В КИТАЕ
Алексеев Антон Сергеевич
соискатель кафедры «Финансы», старший преподаватель, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
РФ, г. Ростов-на-Дону
TAX SUPPORT FOR THE DIGITAL COMPANIES’ DEVELOPMENT IN CHINA
Anton Alekseev
Applicant for the Department of Finance, Senior Lecturer, Rostov State University of Economics (RSUE),
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена теме налоговых преференций и регулирования для цифровых компаний – субъектов цифровой экономики в современном Китае. Автором исследуются меры и шаги, предпринятые государством для работы профильных китайских компаний за последнее десятилетие. Сегодня Китай демонстрирует уверенный рост в сфере современных технологий, уверенно выходя в мировые лидеры. По мнению автора в этом успехе одним из факторов как раз и выступила налоговая поддержка, в частности через призму инструмента специальных экономических зон. По итогам статьи сделан вывод о возможности использования приведенных практик и достижений для выработки мер налоговой поддержки субъектов цифровой экономики в России.
ABSTRACT
The article is devoted to the topic of tax preferences and regulation for digital companies in modern China. The author examines the measures and steps taken by the state for the Chinese IT-companies’ activity over the past decade. Today, China is showing strong growth in the field of modern technologies, confidently becoming one of the world leaders. According to the author, one of the factors in this success was the taxation support, in particular with the help of special economic zones’ posiibilities. Based on the results of the article, it is concluded that the mentioned measures and achievements can be used to develop tax support measures for digital economy entities in Russia.
Ключевые слова: цифровая экономика, налоговое регулирование, налоговые льготы, налоговые преференции, особые экономические зоны.
Keywords: digital economy, tax regulation, tax incentives, tax preferences, special economic zones.
В современном мире бурно развивается цифровая экономика. Без цифровизации отраслей национальных экономик государствам невозможно обеспечить поступательное социально-экономическое развитие. Поэтому актуальным представляется исследование особенностей налогообложения цифровых компаний в Китае, которые демонстрируют высокие темпы развития.
Мировая практика свидетельствует, что страной, набирающей обороты в вопросах налогового регулирования и стимулирования развития СЭЗ (специальных экономических зон) разного вида, которые играют значительную роль в национальной экономике, является Китай.
В Китае созданы зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) с целью привлечение инвестиций для высокотехнологичных производств. Их количество по состоянию на начало 2018 года достигло 219 единиц. Наиболее успешной из действующих считается Тяньцзиньская зона технико–экономического развития. В ней насчитывается свыше 5 тыс. совместных предприятий с общим объемом контрактных инвестиций более 25 млрд долл. [1, с. 23].
В отличие от зон предыдущего типа, зоны промышленного развития новых и высоких технологий (ЗНВТ) имеют более узкую сферу научно – технической и производственной деятельности, ограниченной следующими направлениями: электронные и информационные технологии; биотехнологии и технологии новых медицинских препаратов; новые материалы и технологии их внедрения и другие направления.
Всего же в Китае более 2500 свободных экономических зон (на 2018 год) [6, с.23]. ИТ–компании, являющиеся резидентами СЭЗ Китая, пользуются следующими налоговыми льготами:
– понижение налоговых ставок по налогу на прибыль;
– частичное либо полное освобождение от уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет (налоговые каникулы, первые два года – налог не взимается, последующие три года – 50% от действующей ставки);
– понижение ставки по налогу на недвижимость до 1,2% от её стоимости в случае приобретения и до 12% от её стоимости в случае аренды от её стоимости [2, с. 262].
Например, компании высоких и новых технологий, осуществляющие свою деятельность в одной из 5 ОЭЗ Китая либо в Шанхайской зоне, имеют право не только на налоговые каникулы по корпоративному налогу сроком до 2 лет, но и на вычет в размере 175% по фактически понесенным расходам на НИОКР.
Кроме того, в КНР для высокотехнологичных компаний независимо от их статуса резидентства в ОЭЗ устанавливается ставка корпоративного налога в размере 15% (при этом, к сравнению, основная ставка налога в стране составляет 25%). Также предусмотрен ряд других налоговых льгот для ИТ–компаний, например налоговый вычет в размере 150% фактически понесенных в течение года расходов на НИОКР, применение ставки НДС 0% технологически развитыми сервисными компаниями в отношении оффшорного аутсорсинга и других статей.
В отношении резидентов СЭЗ, занятых в сферах производства, переработки, ремонта, а также внешней торговли, действует ставка НДС в размере 16%, как и на всей территории КНР. При этом НДС и таможенные платежи не взимаются при импорте производственного оборудования и материалов, ввозимых иностранным резидентом в счет своей доли в предприятии.
С 2012 года в Китае снижаются налоги для ИТ–компаний (компаний–производителей интегральных схем), чтобы поддержать развитие технологий. Список компаний, имеющих право на налоговые льготы, был дополнен в конце марта 2018 года, чтобы охватить более современные разработки. Так, в рамках плана «Сделано в Китае 2025» производители микросхем освобождены от налогов на срок от 2 до 5 лет. Послабления касаются широкого спектра продукции – от простых до самых современных микросхем для использования в компьютерах, смартфонах и других электронных устройствах. Новые правила официально вступили в силу с 01 января 2018 года.
В дополнение к вышеизложенным мерам 4 августа 2020 года Государственный совет Китая опубликовал уведомление о налоговой политике, направленной на развитие сектора производства интегральных схем и разработки программного обеспечения. Для предприятий и проектов по производству интегральных схем (далее – «ИС») уведомление включает следующие налоговые стимулы:
– 10–летнее освобождение от корпоративного налога для предприятий и проектов ИС, использующих 28–нанометровый процесс или меньше, которые действуют более 15 лет;
– 5–летнее освобождение от уплаты корпоративного налога с последующим снижением ставки на 50% на 5 лет для предприятий и проектов ИС, использующих 65–нанометровый процесс или меньше, которые работают более 15 лет;
– 2–летнее освобождение от уплаты корпоративного налога с последующим снижением ставки на 50% на 3 года для предприятий и проектов ИС, использующих 130–нанометровый процесс или меньше, которые работают более 10 лет;
– продленный период переноса убытков на 10 лет для предприятий и проектов ИС, использующих процесс в 130 нанометров или меньше [4].
Перечисленные налоговые льготы распространяются также на предприятия, занимающиеся проектированием ИС, оборудованием, материалами, упаковкой, тестированием и программным обеспечением, включая 2–летнее освобождение от налога на прибыль с последующим снижением ставки на 50% в течение 3 лет. Предприятия ИС и компании–разработчики программного обеспечения также будут продолжать пользоваться льготами по НДC [4].
Экономический эффект от экономических зон в Китае можно оценить, используя данные Годового обзора состояния экономики КНР. В 2018 году в КНР наблюдались опережающие темпы роста передовых производств в отраслевом разрезе благодаря созданному налоговому климату. Добавленная стоимость в высокотехнологичных отраслях, нарождающихся отраслях стратегического значения, производстве оборудования и электронной промышленности выросла на 11,7%, 8,9%, 8,1% и 13,1% соответственно. На сектора передачи данных, программное обеспечение и информационные сервисы в 2018 году пришлось 3 243, 1 млрд юаней, что больше данного показателя за 2017 год на 30,7% [5, с.43].
По данным Минкоммерции КНР, общий объем электронной торговли КНР за 2018 год составил 31,63 трлн юаней (+8,5%). В настоящий момент Китай занимает первое место в мире по объему рынка электронной торговли. В 2018 году лидером интернет–торговли в секторе B2C стала компания «Alibaba Group» (включая площадки Taobao, Tmall и др.) с долей рынка в 53,3%. На втором месте находится компания «JD» (рыночная стоимость 3,8 трлн юаней) с долей рынка в 24,5%, на третьем месте – компания «Pinduoduo Inc.» с долей в 7%.
В области электронно–информационной промышленности КНР, по данным Министерства промышленности и информатизации КНР, в 2018 году количество предприятий по выпуску программного обеспечения у достигло 37 800 единиц, доход отрасли составил 6,31 трлн юаней (+14,2%), а численность занятых в софт–индустрии – 6,43 млн человек (+4,2%). Объем экспорта вырос на 0,8% до 55,45 млрд долларов. Объем реализации продукции программного обеспечения составил 1,9 трлн юаней (+12,1%). Добавочная стоимость производства телекоммуникационного оборудования возросла на 13,8%, экспорт увеличился на 12,6%.
Товарооборот телекоммуникационных услуг в 2018 году составил 6,6 млрд юаней, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 137,9%. Доход отрасли программного обеспечения и информационных технологий составил 6306,1 млрд юаней, увеличившись на 14,2% [5, с. 47]. Также в 2018 году по направлению телекоммуникационных услуг были снижены ставки НДС с 11% до 10%.
Следующим мероприятием налогового стимулирования НИОКР и инновационной деятельности является предоставление дополнительного налогового вычета по расходам в части НИОКР, выполненных по заказу китайских предприятий за рубежом. Повышенный до 75% дополнительный вычет расходов на НИОКР, изначально применявшийся для средних и малых предприятий научно–технического типа, распространяется на предприятия всех категорий. Для высокотехнологичных предприятий, средних и малых предприятий научно – технического типа максимальный срок перенесения убытков увеличен с 5 до 10 лет. Предприятиям, приобретающим оборудование и аппаратуру стоимостью до 5 млн юаней, предоставляется одноразовый вычет этой суммы до уплаты налога в том же году. По оценкам, в 2018 году благодаря реформе НДС налоговая нагрузка на бизнес снизилась на 400 млрд юаней (около 64 млрд долл.).
Крупнейший сегмент – электроника, цифровое и информационное производство, его оборот составил в 2018 году порядка 4% ВВП страны – 12,2 трлн юаней (рост на 9,4%), телекоммуникационные услуги – 3,5 трлн юаней (рост на 54%), облачные вычисления и сервисы – более 4 385 млрд юаней (рост на 25%), большие данные – 248 млрд юаней (рост более 45%), системы искусственного интеллекта – 150 млрд юаней (рост 15%).
Отдельно к налоговым аспектам поддержки цифровых компаний стоит отметить и развитие необходимой инфраструктуры для нужд субъектов цифровой экономики. Так, по состоянию на конец февраля 2018 года в Китае действовало 168 технопарков, утвержденных в рамках этой программы. Очевидно, что резидентам китайских технологических парков предоставляется ряд льгот (налоговые льготы, ценовые преференции при аренде помещений и т.д.) Помимо технопарков, согласно статистике, опубликованной центром «Факел» в 2017 г. (реализующей одноименную программу «Torch Program», принятую в 1988 г.), в стране насчитывается 4 298 коворкинг–центров, 3 255 технологических инкубаторов и более 400 акселераторов [7, с. 142].
Ключевыми направлениями развития инноваций в КНР на период до 2025 года определены информатизация экономики и освоение передовых инновационных технологий, а также развитие технологий скоростных систем связи пятого поколения (5G), искусственного интеллекта (ИИ), систем анализа больших массивов данных, облачных вычислений, «интернета вещей», современной микроэлектроники, новых материалов. К 2030 году, по замыслу китайских властей, КНР должна стать абсолютным лидером по объему цифровой экономики, совокупный объем которой превысит 12 трлн долл. К этому же периоду страна должна превратиться в мощнейший инновационный центр технологий искусственного интеллекта (ИИ), телекоммуникаций, высокоскоростной связи, интернет– и информационных технологий. А созданный в стане налоговый климат в полной мере ориентируется на достижение китайской экономикой поставленных целей. По мнению автора, приведенные практики и достижения являются отличным примером для изучения с целью выработки возможных мер налоговой поддержки компаний – субъектов цифровой экономики в России.
Список литературы:
- Центр развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга, 2020. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.crpp.ru/userfiles/export/KNR.pdf
- Шибанова, В.Е., Шнайдер О.А Функционирование свободных экономических зон и их налогообложение: российская практика и опыт КНР //Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2016. – № 2. – С. 262–268.
- Синенко О.А. Практика применения механизмов регулирования в особых экономических зонах и IТ – кластерах как элемент развития цифровизации //Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 46. – С. 251–264.
- GSL: Оффшор. Налоги. Право. Аудит. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gsl–news.org/571564–kitaj–vvodit–novye–lgoty–dlya–proizvodstva–integralnyh–shem–i–razrabotki–programmnogo–obespecheniya/
- Годовой обзор состояния экономики КНР 2018: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/Обзор%20экономики%202018.pdf
- Путеводитель для бизнеса Китай 2019. Торговое представительство Российской Федерации в Китайской народной Республике. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-useful-info/b2016/Путеводитель%20для%20бизнеса%20китай%202019.pdf
- Гарнов А.П., Тишкина Н.П., Гарнова В.Ю. Современное состояние и проблемы развития малого бизнеса // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2019. №1 (103). – С. 135-144.