ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Аукенов Ерлан Муратович
докторант DBA, Алматы Менеджмент Университет,
Казахстан, г. Алматы
АННОТАЦИЯ
В статье приводятся рекомендации по государственному регулированию социального предпринимательства в Казахстане. В частности, с учетом передового мирового опыта предлагается определение термина «социальное предпринимательство», которое может быть использовано при разработке национального законодательства. Кроме того, в статье предусмотрены конкретные рекомендации по мерам государственной поддержки, учета и мониторинга социальных предпринимателей.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, государственное регулирование, государственная поддержка, социально уязвимые группы населения, реестр субъектов социального предпринимательства.
Введение. За последние несколько десятилетий организации, определяемые как социальные предприятия, стали играть все более важную роль как в экономике, так и в социальной сфере большинства развитых стран [1]. Они способствуют достижению важных политических и социальных целей, таких как создание рабочих мест, обеспечение инклюзии и равных возможностей, устойчивое развитие и активное гражданское участие. Многие из них являются новаторскими и нередко находят решения тех проблем, которые ранее были не подвластны ни государственным органам, ни частному сектору.
Тем не менее, в большинстве стран, особенно в развивающихся, социальные предприятия остаются малозаметными и сталкиваются с многочисленными проблемами, ограничивающими их потенциал.
Следовательно, для органичного развития социального предпринимательства, правительства должны создавать комплексную экосистему их поддержки, включая законодательное закрепление правового статуса социальных предприятий, их прав и обязанностей, доступных мер государственной поддержки.
Как отмечают Доннер и Хуанг, основоположником подобной работы является Италия, которая первой приняла соответствующий закон в 1991 году. За ней последовали Бельгия в 1995 году и Испания, Греция и Португалия в 1999 году. Еще 13 стран приняли национальные законы после 2000 года. Таким образом, по данным указанных авторов, на сегодня в 18 странах приняты национальные законы, регулирующие развитие социального предпринимательства [2].
В Казахстане, несмотря на отсутствие отдельного нормативного правового акта в сфере социального предпринимательства, ряд его направлений реализуется посредством вовлечения социально уязвимых слоев населения в предпринимательскую деятельность, вовлечения их в государственные и региональные программы, поддержки социальных проектов по линии Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», предоставления социально-ориентированным предприятиям налоговых преференций и преимуществ при проведении государственных закупок.
На момент написания статьи разрабатывается проект первого законодательного акта, регулирующего данное направление в Казахстане.
В этой связи, далее в статье будут приведены рекомендации, которые будут способствовать дальнейшему развитию социального предпринимательства в Казахстане и могут быть учтены при совершенствовании национального законодательства.
Определение социального предпринимательства. Несмотря на широкое использование термина «социальное предпринимательство», социальные предприятия по-прежнему воспринимаются по-разному законодателями, политиками, учеными и социальными предпринимателями разных стран.
Наиболее широко применяемое определение социального предпринимательства сформулировано Европейской комиссией и включает три ключевых аспекта: социальный, предпринимательский и управленческий (Рисунок 1). Социальный аспект показывает, что у социального предприятия должна быть основная и явно выраженная социальная цель. Предпринимательский аспект показывает, что предприятие должно вести устойчивую экономическую деятельность. Управленческий аспект демонстрирует, что социальному предприятию необходимы эффективные механизмы для достижения социальных целей организации [3].
Рисунок 1. Три аспекта социального предприятия
(источник: Сводный отчет Европейской комиссии «Карта социальных предприятий и их экосистем в Европе», 2015 [3])
Несмотря на то, что социальные предприятия включают в себя элементы как предпринимательства, так и некоммерческого сектора, они существенно отличаются от обоих. Так, в отличие от традиционных субъектов предпринимательства, основной миссией социальных предприятий является решение социальных проблем. При этом, в отличие от некоммерческих и благотворительных организаций, которые также преследуют социальные цели, социальные предприятия имеют выраженный предпринимательский характер и используют рыночные механизмы для достижения своих целей.
В этой связи, при разработке казахстанского законодательства предлагается в соответствии с международной практикой определить социальное предпринимательство как предпринимательскую деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующую решению социальных проблем граждан и общества.
При этом, для более полного понимания термина и недопущения правовых коллизий и разночтений, рекомендуется зафиксировать конкретные критерии отнесения того или иного предприятия к субъектам социального предпринимательства. Так, в соответствии с опытом Российской Федерации [4], рекомендуется определить четыре категории субъектов социального предпринимательства с закреплением обязательств каждой категории по обеспечению стабильности предприятия и достижения социальных целей (Таблица 1).
Таблица 1.
Рекомендуемые категории субъектов социального предпринимательства
№ |
Категория |
Обязательства |
1 |
Обеспечивающие занятость следующих социально уязвимых слоев населения: - лица, с инвалидностью; - родители и опекуны детей с инвалидностью; - пенсионеры и граждане предпенсионного возраста; - выпускники детских домов - женщины из числа малообеспеченных семей; - лица, освобожденные из мест лишения свободы в течение последних 12 месяцев; - лица без определенного места жительства; - лица, прошедшие лечение от наркомании. |
Численность работников из социально уязвимых слоев населения должна составлять не менее 50% от общей численности работников, а доля расходов на их оплату труда – не менее 25% от фонда оплаты труда |
2 |
Способствующие реализации товаров (работ, услуг), произведенных гражданами из числа социально уязвимых слоев населения, предусмотренных в первой категории |
Доля доходов, полученная от осуществления данной деятельности, должна составлять не менее 50%, а также не менее 50% чистого дохода должны быть реинвестированы в данную деятельность |
3 |
Производящие товары (работы, услуги), предназначенные для реабилитации и интеграции граждан из числа социально уязвимых слоев населения, предусмотренных в первой категории |
Доля доходов, полученная от осуществления данной деятельности, должна составлять не менее 50%, а также не менее 50% чистого дохода должны быть реинвестированы в данную деятельность |
4 |
Осуществлять деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем, в следующих отраслях: - оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства; - организация отдыха и оздоровления детей; - дошкольное, общее и дополнительное образование детей; - психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; - обучение работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций; - культурно-просветительская деятельность; - охрана окружающей среды. |
Доля доходов, полученная от осуществления данной деятельности, должна составлять не менее 50%, а также не менее 50% чистого дохода должны быть реинвестированы в данную деятельность |
Примечание: составлено автором на основании источника [4] |
Меры государственной поддержки. Как показывает обзор международного опыта, в странах с развитым социальным предпринимательством предусмотрены широкие меры финансовой и нефинансовой поддержки социальных предприятий.
К примеру, в Италии предусмотрены такие меры государственной поддержки как субсидирование процентных ставок по кредитам, субсидии на реализацию инвестиционных проектов, освобождение от уплаты страховых взносов за сотрудников из уязвимых категорий населения, приоритетное право по государственным закупкам, не превышающим 200 тысяч евро, для социальных кооперативов типа В, обеспечивающих определенную долю работников из уязвимых категорий населения [5].
В Южной Корее предусмотрены льготные кредиты сертифицированным социальным предприятиям (годовая процентная ставка от 3 до 4,5 % на 5-8 лет), а также гранты для покрытия расходов на заработную плату в течение двух лет. Кроме того, в соответствии со вторым основным планом развития социального предпринимательства предусмотрено обеспечить государственные закупки у социальных предприятий на сумму более 1 млрд. вон. Государственные органы могут финансировать расходы на покупку земли и производственные расходы, необходимые для создания или функционирования социальных предприятий, или сдавать им в аренду государственные земли. Наряду с этим, социальным предпринимателям могут быть оказаны меры нефинансовой поддержки, такие как предоставление профессиональных консультаций и информации, обучение и семинары по государственным программам развития, информационное и имиджевое продвижение, развитие каналов продаж и др. [6].
В Казахстане, по данным исследования, проведенного Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, структурой «ООН-Женщины» в Казахстане и Центром исследований прикладной экономики, на сегодня функционируют порядка 300 социальных предприятий. Большинство из них (81%) являются малыми предприятиями, где занято менее 10 человек (Рисунок 2).
Рисунок 2. Социальное предпринимательство в Казахстане
(Источник: Исследование Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, структуры «ООН-Женщины» в Казахстане и Центра исследований прикладной экономики, 2021 [7])
При этом, согласно информации, представленной в указанном исследовании, основными барьерами, препятствующими развитию социального предпринимательства, являются несовершенство законодательной системы, отсутствие инфраструктуры и высокие процентные ставки по кредитам [7].
В этой связи, наряду с действующими мерами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства видится целесообразным предусмотреть дополнительные меры поддержки субъектов социального предпринимательства. В частности, предлагаются следующие меры:
- предоставление определенных налоговых льгот и преференций;
- оказание финансовой поддержки, в том числе посредством предоставления субсидий на кредиты и на аренду имущества;
- возможность поддержки социальных предпринимателей в рамках 1%, выделяемого недропользователями на развитие региона в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»;
- оказание имущественной поддержки, в том числе путем предоставления во владение и в пользование государственного имущества на льготных условиях без права выкупа;
- оказание информационной, консультационной и методической поддержки;
- содействие в развитии межрегионального сотрудничества, в поиске деловых партнеров;
- обучение социальных предпринимателей и их работников;
- предоставление государственных грантов;
- предоставление условной скидки социальным предпринимателям, трудоустраивающим лиц с инвалидностью, при проведении конкурсов по государственным закупкам.
Учет и мониторинг субъектов социального предпринимательства.
В целях аккредитации, учета и мониторинга субъектов социального предпринимательства предлагается создать региональные комиссии, которые будут рассматривать заявки и присваивать статус субъекта социального предпринимательства, а также принимать решения по оказанию мер государственной поддержки тем или иным субъектам.
Аналогичные советы при местных исполнительных органах функционируют в рамках реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития и Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025».
На основании протокольного решения комиссии данные о субъекте будут вноситься в Реестр субъектов социального предпринимательства. Данные Реестра будут актуализироваться ежегодно. При выявлении несоответствия или нарушения условий и требований, субъекты социального предпринимательства будут лишаться статуса и исключаться из Реестра.
Заключение. Таким образом, в целях определения вектора дальнейшего развития социального предпринимательства в Казахстане, рекомендуется при разработке нормативно-правовой базы принять во внимание следующие рекомендации.
Первое. В определении термина «социальное предпринимательство» учесть три аспекта, предложенные Европейской комиссией: социальный, предпринимательский и управленческий. При этом, для недопущения правовых разночтений, необходимо закрепить конкретные категории и критерии отнесения тех или иных предприятий к субъектам социального предпринимательства.
Второе. Наряду с действующими мерами поддержки бизнеса предусмотреть дополнительные меры финансовой и нефинансовой поддержки субъектов социального предпринимательства.
Третье. В целях адресного предоставления мер государственной поддержки предусмотреть механизмы учета и мониторинга субъектов социального предпринимательства.
Данные меры позволят привлечь большее число организаций частного сектора к решению социальных проблем и обеспечат эффективное взаимодействие государства и бизнеса для достижения социальных целей.
Список литературы:
- European Commission (2020) Social Enterprises and Their Ecosystems in Europe. Comparative Synthesis Report. Authors: Carlo Borzaga, Giulia Galera, Barbara Franchini, Stefania Chiomento, Rocío Nogales and Chiara Carini. Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://europa.eu/!Qq64ny
- Donner, B., Huang, C. (2018) The Development of Social Enterprise: Evidence from Europe, North America, and Asia. Rutgers, The State University of New Jersey, School of Social Work. https://socialwork.rutgers.edu/sites/default/files/report_40.pdf
- European Commission. (2015) A Map of Social Enterprises and Their EcoSystems in Europe. Luxembourg: Publications Office of the European Union. http://www.europa.eu
- Российская Федерация. Федеральный закон от 26 июля 2019 года №245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/
- Saltino G. (2018). A spotlight on Italy: The New Regulation of the “Social Enterprise”. https://thephilanthropist.ca/2018/08/a-spotlight-on-italy-the-new-regulation-of-the-social-enterprise/
- Гладких Н., Вайнер В., Большакова Д. (2013) Аналитический отчет об опыте Южной Кореи по поддержке и развитию социального предпринимательства. http://www.slideshare.net/Vovainer/ss-25806494?next_slideshow=1
- Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, структура «ООН-Женщины» в Казахстане и Центр исследований прикладной экономики (2021) Исследование по вопросам социального предпринимательства. https://www.inform.kz/ru/masshtabnoe-issledovanie-o-social-nom-predprinimatel-stve-proveli-v-kazahstane_a3752488