ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ЕС И КИТАЕМ

Рубрика конференции: Секция 3. Мировая экономика
DOI статьи: 10.32743/25878638.2022.3-4.53.336658
Библиографическое описание
Шагивалиева Р.М. ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ЕС И КИТАЕМ / Р.М. Шагивалиева // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем: сб. ст. по материалам LVII-LVIII Международной научно-практической конференции «Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем». – № 3-4(53). – М., Изд. «Интернаука», 2022. DOI:10.32743/25878638.2022.3-4.53.336658

ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ЕС И КИТАЕМ

Шагивалиева Регина Маратовна

аспирант, Дипломатическая академия МИД России,

РФ, гМосква

 

THE EU-CHINA COMREHENSIVE AGREEMENT ON INVESTMENTS

Regina Shagivalieva

PhD student, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

После восьми лет переговоров ЕС и Китай 30 декабря 2020 г. завершили переговоры по Всеобъемлющему соглашению об инвестициях, первый раунд которых начался в 2014 г. Пока обсуждение вопроса о принятии и ратификации Cоглашения еще не состоялось,  оно широко оценивается как амбициозный шаг, направленный на создание значительных возможностей для инвесторов как из ЕС, так и Китая, и укрепление экономических связей между двумя стратегическими рынками. Ожидается, что после вступления в силу Соглашение обеспечит единую правовую базу для членов ЕС, которая заменит действующие двусторонние договоры между Китаем и отдельными государствами-членами ЕС.

ABSTRACT

After eight years of negotiations, in December 30, 2020, the EU and China concluded in-principle negotiations for a Comprehensive Agreement on Investment (CAI), the first round of which commenced in 2014. Whilst the deliberations on the adoption and ratification of the agreement are yet to take place, the CAI is widely appraised as an ambitious move to create significant opportunities for investors from the EU and China and to strengthen the economic ties between the two strategic markets. Once it becomes effective, the CAI is expected to provide a uniform legal framework for EU members to replace the current bilateral treaties between China and 26 individual EU member states.

 

Ключевые слова: ЕС; Китай; Соглашение о свободной торговле; инвестиции; Всеобъемлющее инвестиционное соглашение.

Keywords: EU; China; Free trade agreement: investments; Comprehensive Agreement on Investment.

 

ЕС и Китай объявили о достижении принципиального соглашения об инвестициях 30 декабря 2020 года. Текст является результатом длительных переговоров, которые начались в январе 2014 года.

Cоглашение между ЕС и Китаем было встречено резкой критикой со стороны политических обозревателей, которые считают, что договор является «стратегической победой» Китая и потенциально может нанести ущерб трансатлантическим отношениям. Нельзя не отметить и достаточно жесткую позицию США и Великобритании, которые обвинили ЕС в нарушении принципов западной солидарности. По мнению европейских СМИ, главный вклад в подписание соглашения внесла канцлер Германии Ангела Меркель, чья страна председательствовала в Евросоюзе всю вторую половину 2020 года. Наблюдатели уверены, что соглашение служит в первую очередь интересам германского бизнеса, которому безразличны как права человека в Китае, так и углубляющийся торговый конфликт между КНР и США [1].

Для Евросоюза подписание соглашения с Китаем было чрезвычайно важно: товарооборот между двумя торговыми блоками достигает 1,5 млрд евро в день, Китай — второй по значению торговый партнер ЕС после США. Европейские инвестиции в китайскую экономику превысили 140 млрд евро, причем не менее половины приходится на промышленный сектор. Особенно сильные позиции в Китае заняли немецкие автопроизводители. Европа в свою очередь может рассчитывать на китайские инвестиции, которые стремительно растут и приблизились к отметке в 120 млрд евро [2]. Нынешнее соглашение рассматривается в Брюсселе как предпосылка к установлению зоны свободной торговли, которая даст сильный импульс экономическому развитию.

Несмотря на то, что Китай добился прогресса и продолжает либерализацию различных отраслей, не связанных с чувствительностью, сохраняются некоторые проблемы, в том числе:

  • отсутствие прозрачности;
  • промышленная политика и нетарифные меры, дискриминирующие иностранные компании;
  • сильное государственное вмешательство в экономику, ставящее государственные фирмы в доминирующее положение с неравным доступом к субсидиям и дешевому финансированию;
  • плохое обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Соглашение между ЕС и Китаем представляет собой инвестиционное соглашение, которое не включает вопросы торговли и в основном основано на существующих обязательствах по законодательству ВТО. Таким образом, соглашение акцентирует внимание на трех основных вопросах: инвестиции, устойчивое развитие и механизмы контроля и обеспечения соблюдения.

Основной раздел Cоглашения фокусируется на доступе операторов ЕС к китайскому рынку и улучшении равных условий игры, в связи с этим обе стороны договорились о новых обязательствах, таких как, среди прочего, обеспечение либерализации инвестиций, дисциплинирование поведения государственных предприятий и запрет на принудительную передачу технологий. Примечательно, что Соглашение не включает главу о защите инвестиций. Соглашение предусматривает 2-летний срок для заключения этого раздела.

Что касается устойчивого развития, то Соглашение основано на двух столпах: труд и окружающая среда. ЕС и Китай договорились эффективно выполнять цели Парижского соглашения и обязались эффективно выполнять уже ратифицированные конвенции МОТ и ратифицировать основополагающие конвенции, особенно об упразднении принудительного труда. Переговоры по этим положениям были крайне трудными и даже стали главным препятствием на пути к достижению соглашения.

Общая цель Соглашения состоит в том, чтобы модернизировать и заменить двусторонние инвестиционные договоры, заключенные всеми государствами-членами с Китаем, создав единую правовую базу для инвестиционных отношений между ЕС и Китаем. Тем не менее, двусторонние инвестиционные договоры будут оставаться в силе в настоящее время, по крайней мере, до тех пор, пока не будет заключен раздел о защите инвестиций. Основная причина — потребность в предсказуемых экономических отношениях с Китаем.

Соглашение также представляет собой важную веху, поскольку Китай впервые обязуется соблюдать трудовые и экологические стандарты в экономическом соглашении. Важно также подчеркнуть, что Соглашение закрепляет текущий уровень доступа на рынок Китая в международное право. В этом контексте ожидается, что Соглашение станет основой для обсуждения между ЕС и Китаем ключевых вопросов: таких как равные условия (обеспечение честной и открытой конкуренции между компаниями с обеих сторон), трудовые отношения и климатическую повестку.

Тем не менее, в Соглашении также есть свои нюансы. Оно не предусматривает какие-либо упоминания о правах человека. В ноябре и декабре 2020 года перед тем, как ЕС и Китай объявили о согласовании текста, Европейский парламент издал две резолюции, в которых подчеркивается, что «уважение прав человека является необходимым условием для установления торговых и инвестиционных отношений с ЕС» и осудил «государственную систему принудительного труда». Кроме того, 36 организаций гражданского общества подписали открытое письмо, адресованное ЕС. Апелляция призывает к включению в Cоглашение обязательной статьи о правах человека. Более того, он призывает ЕС обусловить свое вступление в соглашение ратификацией Китаем основных документов по правам человека, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах и конвенции МОТ.

Еще одним источником критики является отсутствие эффективных обязательств, а также механизмов обеспечения соблюдения главы об устойчивом развитии. В Соглашении говорится, что Стороны будут «прилагать постоянные усилия» для ратификации конвенций МОТ о принудительном труде. Это обычное предложение в торговых и инвестиционных договорах «нового поколения», включая положения об устойчивом развитии, таких как соглашения о свободной торговле между ЕС и Кореей или ЕС и Вьетнамом. На практике эти бессрочные обязательства не налагают каких-либо обязательств по результату, из-за чего ЕС очень сложно доказать нарушение Соглашения, пока Китай прилагает минимальные усилия для ратификации конвенций МОТ. Эти недостатки в формулировках обязательств по устойчивому развитию были недавно выявлены решением группы экспертов по ЗСТ между ЕС и Кореей. Что касается механизмов правоприменения и разрешения споров, то они не относятся к главе об устойчивом развитии. Соглашение предусматривает отдельную рабочую группу для мониторинга выполнения обязательств в области устойчивого развития и слабый механизм разрешения споров, состоящий из группы экспертов.

Соглашение кажется «одним строительным блоком» многоуровневой стратегии ЕС, которая определяет Китай как «партнера по переговорам, экономического конкурента и системного соперника» одновременно. Таким образом, этот новый подход ЕС к Китаю пытается сбалансировать две политические цели. С одной стороны, ЕС привержен сохранению своей открытости и содействию экономическому управлению, несмотря на торговый конфликт между США и Китаем — хорошим примером является Cоглашение. С другой стороны, Союз полностью осведомлен о ситуации с правами человека в Пекине и его злоупотреблениях в торговле. В этом контексте в настоящее время он разрабатывает такие инструменты, как режим санкций ЕС в области прав человека, система проверки ПИИ и инструмент против принуждения.

Соглашение все еще ожидает ратификации Европейским парламентом, что в свою очередь отражает растущую озабоченность по поводу ситуации с правами человека в Китае. Кроме того, после того как несколько китайских чиновников были включены в санкционный список ЕС в области прав человека, Пекин принял ответные меры, наложив санкции на законодателей, дипломатов и другие учреждения ЕС. В ответ на эти действия Европарламент подавляющим большинством голосов принял резолюцию, требующую отмены санкций против депутатов Европарламента, прежде чем приступить к каким-либо обсуждениям ратификации. Кроме того, в сентябре покинула свой пост канцлер Ангела Меркель – главный сторонник Соглашения во время председательства Германии в Совете, а Немецкая партия зеленых является яростным критиком Соглашения и занимает высокие позиции в общественных опросах. Поскольку политический контекст, который благоприятствовал Соглашению, исчезает, его ратификация будет оставаться замороженной до тех пор, пока отношения между ЕС и Китаем не станут более сбалансированными.

 

Список литературы:

  1. Электронный ресурс: https://inosmi.ru/20210111/248883431.html
  2. Электронный ресурс: https://globalriskinsights.com/2021/09/the-eu-china-comprehensive-agreement-on-investments-cai-a-piece-of-the-puzzle/
  3. Электронный ресурс: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/es/ip_20_2542