РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
Платов Егор Витальевич
аспирант, Пензенский государственный университет,
РФ, г. Пенза
THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION
Yegor Platov
Postgraduate student, Penza State University,
Russia, Penza
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются меры по борьбе с коррупцией, реализуемые органами прокуратуры, в частности: осуществление надзорной деятельности за соблюдением антикоррупционного законодательства, уголовно-процессуального законодательства при расследовании коррупционных преступлений, а также координационной деятельности правоохранительных органов. Отмечается, что в последние годы наблюдется тенденция увеличения числа случаев увольнения чиновников с публичной службы за совершение коррупционного деяния в связи с утратой доверия, сохраняется уровень преступлений коррупционной направленности. Автор приходит к выводу о том, что прокуратура в рамках координационной деятельности не является организатором борьбы с коррупционными деяниями.
ABSTRACT
The article reveals the anti-corruption measures implemented by the prosecutor's office, in particular: the implementation of supervisory activities for compliance with anti-corruption legislation, criminal procedure legislation in the investigation of corruption crimes, as well as the coordination of law enforcement agencies. It is noted that in recent years there has been a tendency to increase the number of cases of dismissal of officials from public service for committing a corrupt act due to loss of trust, the level of corruption-related crimes remains. The author comes to the conclusion that the prosecutor's office in the course of coordinating activities does not act as an organizer of the fight against corruption acts.
Ключевые слова: органы прокуратуры, коррупция, антикоррупционное законодательство, преступления коррупционной направленности, координационная деятельность.
Keywords: prosecutor's offices, corruption, anti-corruption legislation, corruption-related crimes, coordination activities.
В современных условиях проблема коррупции в органах публичной власти приобретает всеобъемлющий характер. Зачастую именно коррупционные явления в органах публичной власти служат причиной отказа от проведения государственных реформ, а так же оптимизации государственно-правового механизма. Последствия коррупции пронизывают все сферы общественной жизни, отрицательно сказываясь как на социуме и государстве в целом, так и на отдельной личности. Поэтому для борьбы с этим негативным явлением были приняты определенные меры, которые реализуются в т.ч. посредством органов прокуратуры.
В рамках борьбы с коррупционной деятельностью прокуратура обладает широкими возможностями. Это выражается в:
- надзорной деятельности за соблюдением антикоррупционного законодательства;
- надзорной деятельности за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при расследовании коррупционных преступлений, а также участие прокурора в рассмотрении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в судебном порядке;
- координационной деятельности правоохранительных органов.
Одним из значимых направлений прокурорской деятельности является надзор за исполнением антикоррупционного законодательства. В рамках названного направления прокуроры в основном надзирают за соблюдением:
- государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, должности руководителей государственных корпораций, организаций и учреждений запретов, ограничений, обязанностей и требований, установленных действующим законодательством;
- нормативных предписаний при осуществлении государственных и муниципальных закупок;
- правил предоставления государственных и муниципальных услуг;
- как распоряжаются бюджетными средствами, государственным и муниципальным имуществом.
Анализ прокурорской практики показал, что по-прежнему из год в год не все работники организаций государственного и муниципального сектора предоставляют в полном объеме информацию о своих доходах, имуществе, имущественных обязательствах как в отношении себя, так и касаемо своего супруга (супруги), а также сведения, подтверждающие приобретение имущества на законные доходы.
Не менее важное направление надзора – контроль за расходами отдельных категорий госслужащих. За 9 месяцев 2020 года по инициативе органов прокуратуры было проведено 260 процедур контроля за расходами, получено 25 материалов для обращения в суд, по итогам рассмотрения которых в суды направлено 40 исков на сумму почти 39 млрд рублей [1].
За несоблюдение запретов, ограничений, обязанностей и требований, установленных законодательством о государственной и муниципальной службе виновные лица привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности. Причем в последнем случае именно прокурорские работники возбуждают дела об административных правонарушениях коррупционного характера. Так, прокуратура Юго-Восточного административного округа г. Москвы провела проверку исполнения ООО «Монолит-Строй» законодательства о противодействии коррупции при приеме на работу сотрудника, ранее замещавшего должность государственной гражданской службы в Главном следственном управлении ГУ МВД России по г. Москве. В нарушении требований Закона о противодействии коррупции новый работодатель уведомление о заключении с бывшим государственным служащим трудового договора по последнему месту службы в установленный законом десятидневный срок не направил.
По результатам проверки прокуратурой было возбуждено в отношении юридического лица и его директора два дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, а решением мирового судьи виновные лица привлечены к административной ответственности [2].
В последние годы можно наблюдать тенденцию увеличения числа случаев увольнения чиновников со службы за совершение коррупционного деяния в связи с утратой доверия. По инициативе прокурорских работников в связи с выявленными нарушениями уволены более 350 лиц в связи с утратой доверия. Причем среди них есть как представители правоохранительных органов, так и руководители высокого уровня. Яркими примерами последних выступают увольнения заместителя министра сельского хозяйства Республики Калмыкия, министра сельского хозяйства Пензенской области, заместитель министра транспорта Саратовской области.
Достаточно часто прокуратурой выявляются коррупционные правонарушения при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом, признаки растраты бюджетных средств.
Немаловажным направлением в прокурорской деятельности является надзор за уголовно-процессуальным законодательством при расследовании преступлений коррупционной направленности, а также участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в судебном порядке. К сожалению, на 1 октября 2020 года было зафиксировано 26 311 преступлений коррупционной направленности, что говорит о примерно сохраняющемся уровне коррупционной преступности [1].
В отдельных субъектах Федерации со стороны прокуратуры вызывают нарекания оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление коррупционный деяний. В частности, большая часть преступлений выявлена не в результате работы оперативных служб, а по сообщениям граждан, организаций, контролирующих и надзорных органов.
Одним из важнейших показателей эффективности работы правоохранительных органов является количество должностных лиц привлеченных к уголовной ответственности, в т.ч. за преступления коррупционной направленности. При этом среди этого числа были и высокопоставленные должностные лица: экс-губернатор Сахалинской области А.В. Хорошилов, экс-губернатор Н. Белых, экс-министр экономического развития РФ А.В. Улюкаев. В 2019 году были вынесены приговоры экс-главе республики Коми В.М. Гайзеру, экс-полковнику МВД России Д. Захарченко. В ноябре 2020 г. по внесенному Генеральным прокурором РФ представлению сенаторы Федерального Собрания РФ единогласно дали согласие на привлечение М. Меня, бывшего губернатора и председателя правительства Ивановской области в качестве обвиняемого по уголовному делу о хищении 700 млн рублей из бюджета Ивановской области в 2011 году.
Таким образом, прокуратура постоянно анализирует работу правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. В целях усовершенствования и повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности в борьбе с коррупционными деяниями прокуратура выступает в роли координатора в этом направлении деятельности.
Вообще под координацией следует понимать согласование, установление целесообразного соотношения между действиями и явлениями [3].
Координацию как самостоятельный вид деятельности отличают следующие признаки:
- участие административно неподчиненных друг другу структур, имеющих единые цели и задачи;
- основана на принципе равенства всех участников совместной деятельности, что не говорит об отсутствии самостоятельности и инициативности у субъектов координации при выборе способов и средств достижения поставленных целей;
- согласование действий уполномоченных субъектов вытекает из компетенции каждого участник;
- наличие координатора, основной задачей которого является общая организация совместной деятельности;
- урегулирована нормативными правовыми актами, в которых устанавливаются обязанности и ответственность субъектов координационной деятельности.
Несмотря на то, что до сих пор в действующем законодательстве отсутствует нормативное закрепление понятия «координация», тем не менее основные направления координационной деятельности нашли свою упорядоченность в Законе от 17 декабря 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» и др.
Согласно ст. 8 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры координируют деятельность по борьбе с преступностью ОВД, органов ФСБ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
В рамках координации органы прокуратуры вырабатывают стратегию и тактику борьбы правоохранительных структур с преступлениями координационной направленности, выступая неким общим организатором координационной деятельности. Вместе с тем в юридической литературе встречается иная точка зрения, согласно которой прокурор, приобретая властно-распорядительные полномочия в отношении координируемых правоохранительных органов, делается ответственным за положение дел с раскрываемостью преступлений [4, c.77].
Координационная деятельность может осуществлять в различных формах. Зачастую проводятся координационные совещания, совместные семинары, конференции; осуществляется обмен информацией; организуются совместные выезды в регионы, совместные целевые мероприятия; используются возможности субъектов координации для достижения единых целей и решения общих задач; оказывается взаимопомощь; издаются совместные приказы, указания, обзоры; разрабатываются и утверждаются планы координационной деятельности и др.
Весьма эффективной формой координации является формирование специальных межведомственных рабочих групп. Ярким примером может служить межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции под руководством первого заместителя Генерального прокурора РФ, которая включает представителей 16 федеральных ведомств.
Аналогичные структуры на региональном и районном уровнях действуют во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время по всей стране функционирует 2 900 таких межведомственных рабочих групп. В частности, в прокуратуре Чеченской республики создана и функционирует под председательством прокурора Чеченской Республики и его первого заместителя, межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции в органах государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органах (далее – МРГ). В состав МРГ входят руководители управлений Следственного комитета, ФСБ, ФНС, Росфиннадзора, Минюста, ФАС в Чеченской Республике, МВД по ЧР, министерства финансов ЧР и других органов [5].
Как правило, темами обсуждения на заседании таких рабочих групп являются вопросы применения института конфликта интересов, проблемы взыскания незаконно полученного имущества, оформленного на третьих лиц, возврата капитала из-за рубежа, полученного в результате координационной деятельности и т.д.
Резюмируя сказанное, важно отметить, что прокуратура в рамках координационной деятельности не является организатором борьбы с коррупционными деяниями. На органы прокуратуры возлагается обязанность общей организации борьбы с преступностью, выработки ее идеологии и основ государственной политики по противодействию коррупции, определения механизма взаимодействия всех публичных органов, привлечения к ее выполнению негосударственных структур, соединения усилий государства с институтами гражданского общества, в т.ч. и выполнения координационной функции.
Список литературы:
- Неприкасаемых не будет. Генеральный прокурор Игорь Краснов - о новых способах борьбы с коррупцией // Российская газета. 2020. 8 дек. URL: https://rg.ru/2020/12/08/generalnyj-prokuror-igor-krasnov-o-novyh-sposobah-borby-s-korrupciej.html (дата обращения 15.02.2021)
- По постановлению прокурора Юго-Восточного административного округа виновные привлечены к ответственности за нарушения при приеме на работу бывшего госслужащего / Официальный сайт прокуратуры города Москвы. URL: http://www.mosproc.ru/news/uvao/po_postanovleniyu_prokurora_yugo_vostochnogo_administrativnogo_okruga_vinovnye_privlecheny_k_otvetst/ (дата обращения 15.02.2021)
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989.
- Протопопов А.Л. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов. М., 1998. 158 с.
- Роль органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции / Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. URL: http://grozraion.ru/prokuratura/576-rol-organov-prokuratury-v-sfere-protivodejstviya-korruptsii (дата обращения 04.02.2021)