ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА ПУТЁМ САМОСОЖЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА ПУТЁМ САМОСОЖЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исахов Жасулан Илесбаевич
адъюнкт, Научная специальность: 5.1.4 – Уголовно-правовые науки, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,
РФ, г. Москва
STUDYING THE SOCIO-LEGAL SIGNIFICANCE OF INCREDIBLE TO SUICIDE BY SELF-IMMOLATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION
Zhasulan Isakhov
adjunct, Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.J. Kikot,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены проблемные вопросы доведения до самоубийства путём самосожжения, а также изучение криминологических особенностей данного вида преступления в Республике Казахстан и Российской Федерации.
ABSTRACT
The article deals with the problematic issues of bringing to the case of self-immolation, as well as the study of the criminological features of this case in Kazakhstan and the Russian Federation.
Ключевые слова: доведение до самоубийства, самосожжение, криминология, уголовное законодательство, Россия, Казахстан.
Keywords: incitement to suicide, self-immolation, criminology, criminal legislation, Russia, Kazakhstan.
В Российской Федерации огромное количество суицидов было зарегистрировано именно в конце 1990-х годов. По совершенно различным причинам именно в этот период от сорока до шестидесяти тысяч человек совершили самоубийство [4]. Однако в настоящее время Россия перешла в статус состояния чрезвычайной ситуации, относительно статистики по совершению актов самоубийства, как было отмечено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Критический уровень зафиксирован на 20 случаях на 100 тысяч населения в год [1]. В настоящее время в России наблюдается позитивный спад активности совершения суицидов, однако в Казахстан наблюдается иная ситуация (Рисунок 1).
Рисунок 1. Суицидальный показатель на 100 тыс. человек в России и в Казахстане за 2010–2019 гг.
При этом, в суицидальном поведении населения особенную роль занимает - суицид путём самосожжения. Средний ежегодный показатель самоубийства с воздействием огня с неопределенными намерениями в России составляет – 4071 случаев от всех видов суицида (Рисунок 2) [3]. А в Казахстане этот показатель составляет – 15 случаев (Рисунок 3) [2].
Рисунок 2. Совершенные самоубийства с воздействием дыма, огня и пламени с неопределенными намерениями, в том числе с термическими и химическими ожогами
Рисунок 3. Самосожжения в Республике Казахстан
Следует отметить, что показатели, которые заключены в неблагоприятном демографическом фоне, высокой «поражаемостью» женщин и несовершеннолетних, отсутствии результативных профилактических мер, связанных с регионально-бытовой и религиозной спецификой, протестами по политическим, экстремистским и террористическим убеждениям, а также влиянием национальных обычаев и традиций и являются основной характеристикой самосожжения. Совокупность самоубийств включает в себя также случаи, которые по тем или иным причинам связаны с совершением насильственного преступления, предусмотренного ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации (дале - УК РФ) «Доведение до самоубийства», ст.110.1 УК РФ «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», ст.110.2 УК РФ «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» [5], а также ст. 105 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК) «Доведение до самоубийства» [6]. Вместе с тем, необходимо отметить отсутствие нормы за доведения до самоубийства путём самосожжения в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан.
За последние годы динамика этих общественно опасных деяний в Российской Федерации выглядит следующим образом: так, в 2016 г. по ст.ст. 110, 110.1, 110.2 УК РФ были осуждены 10 человек, в 2017 г. – 15, в 2018 г. – 21, в 2019 г. – 25, 2020 г. - 8, 2021 г. – 13 [7], а в Казахстане по ст.105 УК РК были осуждены: в 2016 г. – 1, 2017 г. – 3, 2018 г. – 1, 2019 г. - 1, 2020 г. – 2, 2021 г. - 1 осужденных (Рисунок 4) [2].
Рисунок 4. Количество осужденных по ст.ст. 110, 110.1, 110.2 УК РФ и ст.105 УК РК за 2010-2021 г.г.
Однако следует отметить тот факт, что исследования некоторых специалистов показывают, что на самом деле количество случаев доведения до самоубийства в сравнении с официальной статистикой дел, которые были подвержены высокой латентности намного больше. Если обратить внимание на определенные социальные группы, то в основном практически все самоубийства были следствием доведения до этого состояния.
В такого рода группу очень часто входят следующие лица: военнослужащие, осужденные, отбывающие наказания в местах лишения свободы, женщины, которые были доведены до этого состояния регионально-бытовыми условиями и религией, лица, которые по тем или иным причинам протестуют по политическим, экстремистским и террористическим убеждениям, а также лица, которые привержены к воздействию народным обычаям либо традициям. Следует также отметить, что не менее важной проблемой, с которой сталкивается уголовно-правовое регулирование, является отсутствие в законодательствах Республики Казахстан и Российской Федерации определённых базовых понятий, таких как «доведение до самосожжения» и «покушение на самоубийство путём самосожжения». А ведь именно истинный смысл всех этих определений и раскрывает основу и сущность профилактических методов борьбы с данным видом правонарушений не только в современном обществе, но и в определенных социальных группах. Следует также отметить, что в некоторых зарубежных странах в уголовном законодательстве существуют нормы, предусматривающие ответственность за преступную причастность к самоубийству. Та неблагоприятная ситуация, которая сложилась в ряде регионов Республики Казахстан, обусловленная суицидом путём самосожжения, свидетельствует о необходимости принятия комплекса превентивных социальных, криминологических и правовых мер и мероприятий по предупреждению этого общественно-резонансного явления. Если более детально и глубоко проанализировать все, что было изложено выше, то можно с уверенностью сделать вывод о том, что проблема самоубийств путем самосожжения требует проведения специального исследования такими средствами, которые включают в себя уголовно-правовые, криминологические и иные социально-методологические и методические средства.
Указанная выше аргументация позволяет говорить об актуальности и обоснованности научного исследования доведения до самоубийства, путем самосожжения.
Вывод. Самосожжение как способ самоубийства представляет собой преднамеренное лишение себя жизни. Оно может быть совершено самостоятельно и добровольно, но может и стать следствием доведения разными средствами человека до суицида. Несмотря на то, что самосожжение не является одним из самых распространенных способов самоубийства, если оно носит публичный характер (как акция протеста и/или намерение совершить террористический акт), то характеризуется повышенной общественной опасностью. К планированию, подготовке и реализации идеи самосожжения конкретного человека нередко оказываются причастными другие лица, поэтому их преступные действия необходимо квалифицировать как доведения до самоубийства. В связи с тем, что в законодательстве не представлено отдельных уголовно-правовых норм о привлечении к ответственности за доведение до самоубийства через самосожжение, эти преступные деяния квалифицируются по статьям уголовного законодательства о доведении до самоубийства в целом. Это обусловило необходимость изучения в настоящем исследовании истории возникновения и развития уголовно-правовой нормы о доведении лица до самоубийства в России и Казахстане.
Список литературы:
- Воронин Н. Россия – в тройке лидеров по числу самоубийств // BBC News. Русская служба новостей. 09.09.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/news-49636376 (дата обращения: 24.08.2022).
- Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан// [Электронный ресурс]. URL: https://qamqor.gov.kz/crimestat/statistics (Дата обращения 24.08.2022)
- Федеральная служба государственной статистики РФ // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/demo24-2.xls (дата обращения: 24.08.2022).
- Федосова И.В., Белозерцева И.Н. Обеспечение эколого-психологической безопасности детей группы суицидального риска // Фундаментальные исследования. 2005. № 3. С. 98.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 24.08.2022).
- Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2020 г.) // Online.zakon.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252 (дата обращения: 24.08.2022).
- Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК в 2019 г. // Судебная статистика РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 24.08.2021).