ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БИОГРАФИИ В. И. ЛЕНИНА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920-Х ГГ.
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БИОГРАФИИ В. И. ЛЕНИНА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920-Х ГГ.
Чернобривцев Олег Сергеевич
студент, Санкт-Петербургская государственная Художественно - Промышленная Академия им. А.Л. Штиглица,
РФ, г. Санкт - Петербург
АННОТАЦИЯ
Главной целью данной статьи является обзор советской детской художественной литературы о личности вождя мировой революции с 1920 по 1929 гг. В качестве методов применяются сравнительно - исторический, типологический. В качестве результата здесь выступает аналитическая оценка тенденций советской историографии касательно персоны Владимира Ильича Ленина в детской художественной литературе 1920-х гг.
Ключевые слова: источниковедение, российская историография, история России, XX век, Ленин В.И.
Keywords: source study, Russian historiography, history of Russia, XX century, Lenin V.I.
Фигура Владимира Ильича Ленина в детской художественной литературе 1920-х обладает некоторыми особенностями, составляющими его духовный портрет, что и будет рассмотрено в статье на основе изданий из фонда РНБ.
Для начала стоить выделить поджанры в этом виде творчества - это прижизненные воспоминания, где рассказчики дошкольного возраста дорожат личной встречей с великим вождем на митингах и на улице, и некрологи, которые включают в себя подробное описание Колонного Зала Дома Союзов с бархатным гробом Отца Советского государства красного цвета. Отдельной темой выступают сцены из жизни крестьян, солдат и бедняков.
В каждом произведении, будь это дневниковая запись, стихотворение или же адаптированная биография, В.И. Ленин остается в детской памяти в таком виде в анонимном рассказе «Прощальный салют»: «Я вспомнил Владимира Ильича Ленина, какой он был добрый и умный» [2, с.22]. Искренняя преданность к великим идеалам марксизма и гению Владимира Ульянова - Ленина у детей отмечена в рассказе «Как мы узнали о кончине В.И. Ленина» горячим пиететом, с которым они узнали его уходе. Этот дух также показан в записке мальчика «Как я встретил Ленина»: «Ильич,... Заветы твои мы помним. И скоро их исполним» [3, с.58] и «Что я знаю о Владимире Ильиче» [3, с.16], где мальчик уверенно апеллирует биографическими подробностями председателя СНК, а именно о дореволюционной героической деятельности большевика, боровшегося за равенство и братство, за права угнетенного класса ненавистной буржуазией.
Каждый советский ребенок, независимо от своего социального статуса, алкал увидеть великого Ленина, который любил детей, и они отзывались ему также горячо, с душой и глубоко по-родственному - «Как я пережила смерть Ленина», [2, с.25] «Как родные пережили смерть Ильича» [2, с.26]. А те, кто в силу близости к Кремлю, сумел келейно встретиться с вождем были на седьмом небе, будто лицезрели живого Бога «Как я с Лениным ездил в автомобиле» [3, с. 57], «Как я встретил Ленина» [3, с. 58], мудрого и добродушного.
Смерть Ленина духовно сплачивает всех маленьких жителей России, что выражается в самодельных значках с его портретом, подчеркивающих единство и направление заветов Ильича «Когда умер Ленин» [3, с.59], «Владимиру Ильичу Ленину» [2, с.33-34), в коллективном изготовлении траурных принадлежностей «Как мы делали венок» [2, с.27-28] и общем духе солидарности об утрате чего-то большего, чем правителя государства, когда «Я едва сдерживала слезы, а многие дети плакали» «Детский праздник» [3, с.56].
Нельзя не упомянуть о роли вести про смерть Ленина, которая направила мысли неблагополучного детдомовца на путь праведный, а именно то, что мальчик, укравший пачку денег у директора интерната, выложил ее, выступая на трибуне по случаю ухода из жизни В.И. Ленина, в рассказе П. Лавровой «21 января 1924 года. Из воспоминаний одного детдомовского мальчика» [5, с. 16].
Детская художественная литература 1920-х также показывает читателю Владимира Ленина человеком простым, самостоятельным, близким народу, щедрым и не берущим ничего лишнего «В Октябрьские дни» [3, с.26-27], «Простой человек» [3, с.37-40]. Беднякам Великий Вождь виделся земным Спасителем от нищеты и голода в рассказе «Письмо Ильичу» [3, с. 65-70], в котором Парфен Дудкин видел последнюю надежду на какие-либо кардинальные изменения в своей тяжелой, полной невзгод и горестей жизни и уповал на милость Председателя СНК, отправив ему письмо с просьбой - жалобой, которая была удовлетворена и несказанно обрадовала, и дала шанс на прекрасное будущее.
Особо стоит отметить силу, величие и масштаб личности В.И. Ульянова в произведении Н. Алексеевского «Ленин», где итальянский юноша Энрико, вдохновившийся мыслью старого чистильщика сапог Сандро, которая заключалась в том, что где - то в далекой России живет великий Ленин и куда сбежал отец главного героя. Узнав о кончине вождя, парень изъявил страстное желание добраться на корабле в вожделенное место на Земле, но не смог. И, узнав о кончине Владимира Ленина, в исступленном состоянии вычертил на прибрежном камне священные буквы «LENIN» [4, с.16]. Через море голубого цвета аллегорически показана идея великого будущего коммунизма, которая разделяла его страну со государством, где победила Великая Октябрьская Социалистическая Революция и где жил Вождь, выступавший в роли кормчего, неустанного боровшегося с буржуазными бурями, мешавшими достичь остров всеобщего счастья и безмятежной жизни мирового пролетариата. Эту мысль подтверждает повесть «Детям о Владимире Ильиче» [1, с.12].
Уже в изданиях этого времени появляется родственная связь Ленина с населением России в виде обретения статуса мудрого дедушки, у которого есть дети рабочих и крестьян, общим метафорическим отцом которых он выступает в «одной великой братской семье трудящихся» [1, с.20] и внуки в стихотворении «Васютка»: «...Мысль Васютки бьется горяча: На деревне первым пионером Будет он, внучонок Ильича» [3, с.78] и в рассказе «Как мы узнали о кончине жизни В.И. Ленина»: «...мы...всегда будем...продолжать дело дедушки Ильича» [2, с.25]. Это добавляет образу большую значимость как блестящего политика, образованнейшего философа и талантливейшего оратора. В последнем положении он кажется детям недосягаемой высотой, идолом, предметом поклонения, отражающийся в помещении его лика в углу обывательского дома вместо икон, что предстает читателю в качестве новой социалистической святыни, где поле образа, как и в канонических святынях, отделанных красным цветом, что имеет иной, коммунистический цвет революции, соединенный с религией социализма: из повествования девочки, представленном в произведении «Владимиру Ильичу Ленину», нам видно ее размышление по этому поводу: «...и начала думать, как мне устроить уголок Ленина» и воплощает данное намерение тем, что портрет «Ленин 3-х лет я привесила на стену и сделала рамку из красной бумаги» [2, с.33]. Такое обстоятельство говорит о результате влияния культа личности, сложившегося еще при жизни Великого Вождя.
Однако несколько омрачает столь светлый образ вождя одна биографическая деталь, заключавшаяся в небрежном отношении к природе. Во-первых, это случай с умершим в клетке реполовом то ли по халатности гимназиста Ульянова, то ли по вине самой птицы [6, с.16]. И, во-вторых, браконьерство, проявляющееся в истреблении зайцев на Енисее: «Зайцы...бегают...кругом...целую лодку настреляют, бывало» [3, с.17].
Таким образом, обобщая сказанное, важно сделать вывод о том, что личность В.И. Ленина предстает в детской художественной литературе 1920-х в героико- патетическом виде. А также простым, добродушным и самостоятельным человеком, который всегда думал о деле революции, воплощая тем самым коммунистический принцип - общественное на первом месте, а личное - на втором.
Список литературы:
- Детям о Владимире Ильиче Ленине. Издание журнала Одесского ГУБОНО «Наша школа». - Одесса: 1-я Гостипография им. К. Маркса, 1924. - 20 с.
- Ильич. Детские рассказы и стихи о Владимире Ильиче Ленине. Под ред. А. Гринберг. - М.: Новая Москва, 1925. - 48 с.
- Наш венок. Рассказы и стихи о Владимире Ильиче Ленине детям. Под ред. А. Лаврентьева. - М.: Книгоиздательство Г.Ф. Мириманова, 1927. - 80 с.
- Алексеевский Н. Ленин. - М.: Изд. Московск. Губернск. О-ва Друг детей, 1929. - 16 с.
- Лаврова П. 21 января 1924 года. Из воспоминаний одного детдомовского мальчика. - Киев: Изд-во «Культура» ГОСТРЕСТА «Киев – Печать», 1929. – 16 с.
- Ульянова А.И. Детские и школьные годы Ильича. - М.-Л.: Московский Рабочий, 1927. - 23 с.