НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XIX ВЕКЕ

Рубрика конференции: Секция 6. Отечественная история
DOI статьи: 10.32743/25878611.2021.7.40.293401
Библиографическое описание
Залога И.В. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XIX ВЕКЕ / И.В. Залога // Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история: сб. ст. по материалам XLVIII Международной научно-практической конференции «Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история». – № 7(40). – М., Изд. «Интернаука», 2021. DOI:10.32743/25878611.2021.7.40.293401

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XIX ВЕКЕ

Залога Иван Валерьевич

аспирант, НИУ «Белгородский государственный университет»,

РФ, г. Белгород

 

NORMATIVE AND LEGAL BASES OF CHARITY AND SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE XIX CENTURY

Ivan Zaloga

postgraduate student of the National Research University «Belgorod State University»,

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется законодательство Российской империи XIX века и делается выкладка о месте и значении благотворительности Русской Православной Церкви как сообщества священников и их прихожан. В церковной истории это был особый период, названный синодальный, когда на христианскую традицию милосердия и попечения о бедных накладывалась инициатива правительства. В этих условиях духовенство вынужденно было развивать новые формы взаимодействия со светскими властями и участвовать в реализации новых проектов.

ABSTRACT

The article analyzes the legislation of the Russian Empire of the XIX century and makes a calculation about the place and significance of the charity of the Russian Orthodox Church as a community of priests and their parishioners. In church history, this was a special period, called the synodal period, when the initiative of the government was imposed on the Christian tradition of charity and care for the poor. Under these conditions, the clergy were forced to develop new forms of interaction with the secular authorities and participate in the implementation of new projects.

 

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, благотворительность, социальное служение, богадельни, призрение.

Keywords: Russian Orthodox Church, charity, social service, almshouses, helping the poor.

 

В Российской империи XIX века социальная политика государства была тесно связана с деятельность Русской Православной церкви. Это объясняется тем, что большая часть общества относила себя к членам церкви, приняв во младенчестве или зрелом возрасте Таинство святого крещения. Православие в описываемый период было государственной религией, и император не мог исповедовать другую веру. На законодательном уровне его именовали защитником и хранителем догматов, блюстителем правоверия и всякого в Церкви святого благочиния. В Своде законов о православной вере говорилось: «первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолическая восточного исповедания» [15, с. 10]. Кроме того, в области внешнего права Русской Православной Церкви, то есть правового положения в государстве и гражданском обществе, воля государственной власти является суверенным и единственным законодательным источником.

Первыми благотворителями и благодетелями зачастую становились члены царской фамилии, потом купцы и все другие категории населения вплоть до крестьянина. При этом, чем выше служебное положение верующего, тем больше возможностей к организации благотворительных мероприятий. Смело можно отметить, что именно в XIX веке ярче всех заметно развитие социального служения под «покровом» Церкви: и государства, и общества, и частных лиц.

Взаимоотношения Русской Православной церкви и государства в XIX веке определялось законодательством – Сводом Законов. Особенность этого периода состояла в том, что государство проявляло абсолютный контроль за жизнью и деятельностью церкви. Так, ни один административный вопрос Церкви не мог вступить в силу без одобрения императора. Русская Православная церковь XIX века – всего лишь институт, тесно связанный с государственными структурами.

Общая задача, которая совместно решалась государством и церковью, это деятельность в области материальной помощи нуждающимся, общественного призрения, повышения образованности населения, воспитании патриотических чувств, влиянии на развитие отечественной культуры. Исторический анализ свидетельствует о том, что во все времена церковь и государство объединялись для решения особо важных миссий: миротворчество, забота о сохранении нравственности, духовное, культурное, патриотическое воспитание и образование.

Законодательство как источник имеет свою особенность. Это связанно с тем, что закон не возникает в новое время, а как бы переходит из предыдущего периода в новой более точной формулировке. В «Полном собрании законов Российской империи: 1649-1825 годов» публикуются законы о богадельнях. В частности, за 1803 год размещено постановление «О свидетельствах вдовам, для помещения их в учрежденные вдовьи домы» [8, с. 963-964]. Здесь перечислены те условия, по которым вдовам дается право на койко-место в богадельне или назначается материальное пособие. В этом же году был утвержден проект «Об учреждении вдовьих домов, казен и больниц» [14, с. 449-454]. Эти заведения будут предназначены как кров для вдов и лечебные учреждения для бедных как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. К тому же, в сборнике до 1825 года размещены законы об уже учрежденных богоугодных заведениях во многих городах империи, например, в Царском селе – больницы и богадельни [3, с. 863-864], в Санкт-Петербурге [11, с. 186-187] – богадельни. Кстати, правительство заботилось и об увеличении числа больниц. Так, в 1812 году был издан закон «Об отдаче мастерских построенных в удельных селениях, для помещения в них школ, богаделен и больниц» [10, с. 193]. В начале XIX века Симбирскому дворянству было разрешено построить в городе больницу для неимущих [5, с. 695]. Общественная больница была открыта в г. Кронштадте [9, с. 227], которая финансировалась Приказом Общественного призрения. В Сборнике содержались и правила «О порядке приема больных в Градския больницы» [6, с. 158], где были обозначены все категории граждан для бесплатного пользования учреждением, а для всех спонсоров: «о обязанности учредителя богоугодного заведения, делать при учреждении онаго положение, которым бы таковое на будущия времена в содержании своем было обезпечено» [2, с. 79-80].

Для этого исторического периода характерно постепенное складывание и формирование системы социальной помощи. Государство предлагало реализацию конкретных программ. Например, борьба и профилактика нищенства. Для этого задействовались не только частные и монастырские ресурсы, но и открытие домов трудолюбия, ремесленных училищ для малолетних, и даже привлечение полицейской службы [13, с. 84].

1 января 1864 года вступило в силу «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому на уровне губерний и уездов создавались земства – выборный всесословный орган местного самоуправления. В компетенцию деятельности земств согласно «Положению» входило «заведывание земскими благотворительными заведениями и прочия меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей». Здесь же было отмечено, что земства принимают участие в заботе о народном образовании, здоровье и тюрьмах. Следовательно, деятельность в направлении общественного призрения и здравоохранения являлось одним из приоритетов. Забота о строительстве храмов наряду с благотворительностью среди спектра деятельности было явным свидетельством сохранения древней христианской традиции.

Рассматривая опыт деятельности земств на региональном уровне, можно на примере Белгородского уезда Курской губернии. Здесь на первом месте по финансовым занимала медицина, а второе – образование [1, с. 129]. Помощь в трудной жизненной ситуации оказывалась по отдельным направлениям для определенной категории. Как правило, это были пожилые люди, сироты и инвалиды. В городах было распространено открытие богаделен, а для сельской местности – выплата пособий [1, с. 128-129]. Можно предположить, что возникновение и деятельность земств в области социального призрения стало результатом стремления государства отгородиться от монополии Церкви в этом вопросе. Однако при этом использовать духовно-нравственную церковную основу. С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что реализация подобных проектов являлась законным и естественным для христианского государства. Здесь каждый член общества должен потрудиться для своего нуждающегося ближнего в силу своей христианской веры в Бога, поэтому на каждом уровне появлялось желание реализовать какую-нибудь благотворительная инициатива. Возьмем, к примеру, представителей императорской фамилии. Именно они формировали моду на благотворительность и затем всячески поощряли ее проявление в обществе [13, с. 84]. Кроме того, с точки зрения христианского богословия, светская власть, государство, призвано было заботиться об устройстве жизни всего народа на принципах добра и правды, и, конечно, решать вопросы о материальном и духовном благосостоянии общества.

В 1892 году принят закон «О безплатном пользовании в больницах Приказов общественнаго призрения и земств лиц неизвестнаго звания» [4, с. 286-287]. Теперь больницы могли принимать и обслуживать всех желающих.

С 1867 года в Российской империи осуществляло свою социальную деятельность Общество о раненых и больных воинах. В 1879 году оно было переименовано в «Российское Общество Красного Креста, а через десять лет и «Устав». Деятельность этого «Общества», к сожалению, не охватывала все категории пострадавших в войне, поэтому определенная социальная помощь оказывалась в этом направлении земствами и православными приходами. Кстати, сбор денежных средств в пользу «Российского Общества Красного Креста» проводилась в храмах.

Вопрос о более эффективном финансировании богоугодных заведений в XIX веке поднимался неоднократно. Изучая сборник законов с 1825 по 1881 года, замечаем, что, например, за 1832 год публикуется закон «о пошлинах с грамот на Почетное гражданство» [7, с. 196]. Согласно тексту документа, среди получателей денежных средств пошлины на первом месте выдвигались богоугодные заведения. Через шесть лет вышло «Положение о Сохранной и Вдовьей Казне» [25, с. 138-164]. Оно преследовало основную цель – прием вкладов: из любого сословия можно было делать взносы в пользу своей жены, чтобы после смерти кормильца вдове можно было получить весь накопленный капитал или пользоваться выплатой из него процентов. Конечно, продолжали публиковаться законы и с описанием основного уставного документа богоугодных заведений в различных городах, их использовали в качестве образца законодательных актов для подобных учреждений. Например, Положения о Доме призрения в Одессе [20, с. 245-250] и Ростовского Титовского Богаделенного Дома [17, с. 391-394], Уставы Богадельни Московского Воспитательного Дома [24, с. 4-5] и Белгородской Николая Чумичева богадельни [23, с. 1071-1074]. Интересно, что в «Сборнике законов» можно найти и богадельни, основанные за личные средства царской фамилии [16, с. 600-602]. В силу подражания или по личным богоугодным стремлениям при спонсорстве частных лиц на карте Российской империи появляются многие новые заведения по призрению: учреждение богадельни в г. Олонце, Дома призрения неимущих граждан в г. Воронеже, больницы и богадельни в г. Иркутске [21, с. 865-869], Московской богадельни под названием «Иоанн» [22, с. 140-143] и многие другие. Расширялись и определенные возможности содержания подопечных: «Об учреждении в С.-Петербурге богадельни для призрения увечных, престарелых, равно и одержимых неизлечимыми болезнями» [12, с. 313-314], учреждение богадельного «отделения инвалидов Угличанинова» [19, с. 1049-1050].

Таким образом, рассматривая деятельность Русской Православной церкви в области социального служения в течении XIX века, можно сказать, что она развивалась в основном в двух направлениях. Первое, когда церковь сама выступала жертвователем и благодетелем. В этом направлении оказывалось, например, совершение бесплатных треб (богослужений) для просящих, финансирование учебных заведений, открытие богаделен и другое. Другое направление, когда церковь примером веры через слово вдохновляла общество. Так, в силу исполнения христианского долга представители государства и частные лица со значительным материальным достатком зачастую являлись теми, кто финансировал социальные проекты и закреплял положительный опыт в законодательных документах.

 

Список литературы:

  1. Белоножко Е.П. Некоторые направления социальной работы Белгородского земства в пореформенный период // Научные ведомости БелГУ. – 1999. – №2. – С. 129.
  2. Высочайше утвержденный доклад Министра Внутренних дел от 1 марта 1810 года // Там же. – Т. XXXI: 1810-1811. – С. 79-80.
  3. Доклад «О устроении в городе Царском Селе больницы и богадельни» 9 марта 1809 год // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. – Т. XXX. 1808-1809. – СПб., 1830. – С. 863-864.
  4. Закон «О безплатном пользовании в больницах Приказов общественнаго призрения и земств лиц неизвестнаго звания» от 28 апреля 1892 года № 8543 // Полное собрание законов Российской империи. – Собрание 3-е. – Т. XII: 1892. – СПб., 1895. – С. 286-287.
  5. Закон «О дозволении Симбирскому дворянству завести в губернском городе больницу, с изъявлением им на сие намерение Высочайшаго благоволения» от 11 июня 1801 года № 19912 // Там же. – Т. XXVI: 1800-1801. – С. 695.
  6. Закон «О порядке приема больных в градские больницы» от 26 февраля 1804 года № 21184 // Там же. – Т. XXVIII: 1804-1805. – С. 158.
  7. Закон «О пошлинах с грамот на Почетное гражданство» от 10 апреля 1832 года № 5285 // Полное собрание законов Российской империи. Собр.второе. –Т. VII: 1852. – СПб., 1833. – С. 196.
  8. Закон «О свидетельствах вдовам, для помещения их в учрежденные вдовьи домы» от 29 октября 1803 года № 21.019 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. – Т. XXVII: 1802-1803. – СПб., 1830. – С. 963-964.
  9. Закон «О учреждении в Кронштадте общественной больницы» от 18 августа 1802 года № 20377 // Там же. – Т. XXVII: 1802-1803. – С. 227.
  10. Закон «Об отдаче мастерских построенных в удельных селениях, для помещения в них школ, богаделен и больниц и о выпуске крестьян удельных в купечество и мещанство» от 16 июня 1802 года №20332 // Там же. – Т. XXVII: 1802-1803. – С. 193.
  11. Закон «Об устройстве С. Петербургских богаделен и о назначении на содержание их потребных капиталов и доходов» от 26 апреля 1820 года № 28257 // Там же. – Т. XXXVII: 1820-1821. – С. 186-187.
  12. Закон «Об учреждении в С.-Петербурге богадельни для призрения увечных, престарелых, равно и одержимых неизлечимыми болезнями» от 6 декабря 1859 года № 35192 // Там же. – Т. XXXIV: 1859, ч. 2. – СПб., 1861. – С. 313-314.
  13. Кирюшина Н.Ю. Становление феномена социального служения в истории дореволюционной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3 (2). – С. 84.
  14. Об учреждении вдовьих домов, казен и больниц от 1 февраля 1803 года // Там же. – С. 449-454.
  15. Основные Государственные Законы: VII. О вере // Свод законов Российской империи, издания 1857 года. – Т.1.: Основные государственные законы. – СПб.,1857. – С.10.
  16. Положение «О богадельне в память совершеннолетия Наследника Цесаревича» от 9 декабря 1861 года // Полное собрание законов Российской империи. Собр. второе. – Т. ХХХVI: 1861, ч. 2. – СПб., 1863. – С. 600-602.
  17. Положение для управления Ростовским Титовским Богадельным Домом от 5 мая 1835 год // Там же. – Т. X: 1835. – Ч. 1. – СПб., 1856. – С. 391-394
  18. Положение о наименовании Общества попечения о больных и раненых воинах «Российским Обществом Красного Креста» и об изменении некоторых §§ Устава сего Общества» от 20 июля 1879 года // Полное собрание законов Российской империи. – Собрание 2-е. – Т. XIV: 1879-1880. – СПб., 1881. – С. 21.
  19. Положение о упразнении инвалидного дома в городе Костроме и учреждении, в замен онаго, при тамошней богадельне отделения, под наименованием: «отделение инвалидов Угличанинова» от 12 августа 1866 года // Там же. – Т. XLI: 1866,  ч. 1. – СПб., 1868. – С. 1049-1050.
  20. Положение об управлении Дома Призрения нищих в Одессе от 30 марта 1834 год // Полное собрание законов Российской империи. Собр.второе. –Т. IX: 1834. – Ч. 1. – СПб., 1835. – С. 245-250.
  21. Положение об устройстве в Иркутске больницы и богадельни на капитал, пожертвованный почетным гражданином Кузнецовым» от 27 октября 1857 года // Полное собрание законов Российской империи. Собр.второе. – Т. XXXII: 1857, ч. 1. – СПб., 1858. – С. 865-869.
  22. Положение об учреждении в Москве богадельни, под названием «Иоанн», на капитал, пожертвованный потомственным почетным гражданином Борисовским» от 11 июля 1861 года // Там же. – Т. XXXVI: 1861, ч. 2. – СПб., 1863. – С. 140-143.
  23. Устав Белгородской Николая Чумичева богадельни, Курской губернии от 26 августа 1868 года // Там же. – Т. XLI: 1866. – Ч. 1. – СПб., 1868. – С. 1071-1074.
  24. Устав Богадельни Московскаго Воспитательного Дома от 1 июля 1858 года // Там же. – Т. ХХХIII: 1858. – Ч. 2. – СПб., 1860. – С. 4-5.
  25. Устав Сохранной, Вдовьей и Ссудной казны Императорскаго Воспитательного Дома от 2 октября 1838 года // Там же. – Т. XIII: 1838. – Ч.2. – С. 138-164.