FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG SOCIAL WORKERS

Рубрика конференции: Секция 13. Социологические науки
DOI статьи: 10.32743/SpainConf.2022.7.21.341487
Библиографическое описание
Разумовская В.В. FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG SOCIAL WORKERS// Proceedings of the XXI International Multidisciplinary Conference «Prospects and Key Tendencies of Science in Contemporary World». Bubok Publishing S.L., Madrid, Spain. 2022. DOI:10.32743/SpainConf.2022.7.21.341487

FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG SOCIAL WORKERS

Valeria Razumovskaya

student, Moscow State Psychological and Pedagogical University,

Russia, Moscow

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СРЕДЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Разумовская Валерия Викторовна

студент, Московский государственный психолого-педагогический университет,

РФ, гМосква

ABSTRACT

Consider the causes that lead to prolonged stress and burnout in social work. These are dissatisfaction with wages, low social status of the profession and career prospects, increased moral responsibility and high emotional load.

АННОТАЦИЯ

Есть ряд факторов, которые независимо от социального строя, экономического благополучия и временного периода вгоняют профессионалов социальной работы в затянувшееся состояние стресса, ведущее к выгоранию. Это  неудовлетворенность заработной платой, низкий социальный статус профессии и перспективы карьерного роста, повышенная моральная ответственность и высокая эмоциональная нагрузка.

 

Keywords: burnout, burnout syndrome, stress, distress, social work, secondary trauma, vicarious trauma, retraumatization, profession status, salary, emotional burden, existential crisis.

Ключевые слова: выгорание, синдром эмоционального выгорания, стресс, дистресс, социальная работа, вторичная травма, викарная травма, ретравматизация, статус профессии, зарплата, эмоциональная нагрузка, экзистенциальный кризис.

 

Среди альтруистических профессий социальные работники находятся в топе по выгоранию, - по разным исследованиям от 75% [5;6] до 85% [2] профессионалов сталкиваются с этим на своём опыте. Некоторые авторы справедливо указывают, что проблема эмоционального выгорания является частью имиджа социальных работников, их социального портрета [10] и эта характеристика не зависит от страны или временного периода, - начиная с середины 70х, с момента вхождения термина «выгорание» в поле научных изысканий, среди причин выгорания социальных работников наиболее распространены следующие [1; 8]:

Неудовлетворённость размером заработной платы связана с переживанием экономической и социальной незащищённости. Вопрос финансового вознаграждения очень чувствителен для большинства работников в сфере социальной защиты. Даже внутри одной организации уровень эмоционального выгорания отрецательно коррелирует с уровнем заработной платы и ощущением общей удовлетворённости от профессии: начальство и ведущие специалисты  демонстрируют меньшую степень синдрома эмоционального выгорания по сравнению с рядовыми специалистами, не смотря на более высокий уровень ответственности сопровождающий их должность [4].

Статус профессии и перспективы карьерного роста зачастую не соответствуют степени нагрузки и социальной важности труда социального работника. Особенно на фоне других альтруистических профессий типа «человек-человек», таких как врачи и школьные учителя, которые может быть, как и социальный работник, получают среднюю по региону зарплату, однако обладают более высоким общественным статусом. Возможно, это связано с тем, что, наверное, каждый человек в своей жизни посещал врача и учился в школе, но в органы социальной защиты приходят наиболее нуждающиеся люди, которые не смогли справиться со своей жизненной ситуацией. Как показывают исследования, это фактор наиболее значим для молодых профессионалов и амбициозных людей. Чем старше становится человек, чем более депрессивен регион его проживания, тем легче ему смирится с низким статусом профессии, отсутствием перспектив, в силу невозможности найти альтернативную работу с более высоким окладом из-за особенностей экономики региона [4].

Повышенная моральная ответственность за здоровье и благополучие отдельных клиентов (например, при участие в принятии решения об изъятии ребёнка из семьи), так и групп населения или целого общества, если речь идёт о принятии решений на уровне управления социальной защитой.

Высокая эмоциональная нагрузка, обусловлена работой с людьми в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть своими силами.  Хроническое воздействие страданий других людей само по себе является формой травмы [9]. В зарубежных публикациях отмечают, что в своих профессиональных коммуникациях социальные работники рискуют пережить вторичную травму, повторную травму и «викарную» травму.

Вторичная травма [9] - это травматическая реакция на опыт другого. Она опасна своей непредсказуемостью, потому что может появиться у абсолютно любого человека после однократного воздействия стрессора. Например, свидетель стихийного бедствия или очевидец жестокой автомобильной аварии, могут столкнуться с вторичной травмой. В контексте социальной работы один сеанс с травмированным человеком может вызвать симптомы вторичной травмы. Это может произойти, когда:

- социальный работник выслушивает рассказ клиента о жестоком обращении, нападении или изнасиловании.

- клиент или его близкий родственник умирают или получают серьезную травму, ведущую к болезни или инвалидности.

- социальный работник становится свидетелем жестокого обращения в контексте социальной работы, например, когда сотрудник посещает неблагополучную семью и сталкивается с тяжелыми словесными оскорблениями и агрессией со стороны родителя по отношению к ребёнку.

Викарная травма [9] возникает, когда человек регулярно сталкивается с травматическим опытом других, она представляет собой долговременную реакцию на аккумулированные воздействия травмирующих событий. Она может появится, например, в таких рабочих ситуациях:

- Социальный работник хосписа или центра реабилитации наркозависимых постоянно наблюдает, как клиенты умирают от рака, ВИЧ/СПИДа.

- Социальный работник кризисного центра для женщин сталкивается с правовой беззащитностью своих подопечных, с последствиями декриминализации домашнего насилия в России.

- Специалист по социальной работе в доме-интернате для детей-сирот обычно работает с травмированными детьми. И многие-многие другие ситуации.

Повторная травма, она же - ретравматизация. Социальные работники Патрисия Шелли, Шелли Хитцель и Карен Згода определяют ретравматизацию [7] как «сознательное или бессознательное напоминание о прошлой травме, которое приводит к повторному переживанию первоначального травматического события». Например, социальный работник, переживший насилие в семье, может получить повторную травму при работе с жертвами домашнего насилия.

Большое количество людей идёт в помогающие профессии, с неосознаваемой мотивацией «спасти самого себя» в прошлом, в котором человек был слишком слаб перед лицом обстоятельств, поэтому часто социальные работник как личности имеют травматический опыт в своем анамнезе. Социальные работники могут с большей вероятностью испытывать симптомы ретравматизации при работе со следующими типами случаев:

- при жестоком обращении, насилии или неглекте в отношениях[1], включая физическое или сексуальное насилие, травмы или смерть;

- при столкновении с суицидальными мыслями клиента;

- при оказании помощи в случаях смерти или утраты;

- при встрече с неожиданной или преждевременной смертью клиента и др.

При невозможности социального работника адаптироваться и осмыслить свои переживания, со временем и вторичная, и повторная, и «викарная» травмы могут вызвать усталость от сострадания и привести к хроническому дисстрессу, ведущему в выгорание.

Неопределенные критерии успеха. Это настолько болезненная тема, что ряд исследователей сравнивают социальную работу с трудом Сизифа. Первым эту метафору в русскоязычный дискурс привнёс академик, автор фундаментальных учебников по теории, истории, философии и психологии социальной работы – Михаил Васильевич Фирсов [3].

В своих трудах он излагал опыт осмысления немецкими учёными этой аллегории, возникшей из-за тяжелого рутинного труда, лишенного надежды на окончательную и всем очевидную победу хотя бы над частью социального зла, которое множится как лернейская гидра вопреки всем усилиям и социальному прогрессу.

Очевидно, что на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях социальная работа должна быть подчинена целеполаганию. Однако этот механизм не подходит для смыслообразующего взгляда на саму концепцию труда в социальной работе. Философия социальной работы должна обосновать ценность самого непрерывного процесса противодействия хаосу, социальной энтропии. Это вечное противоборство двух сил, которое началось задолго до нас и останется после нас, и не существует «социального работника нового времени» способного привести общество к перемене его социальных институтов, как надеялись немецкие социалисты, предвосхищавшие появление «Геракла», способного победить многоловую гидру социальных проблем. Мировоззрение западного общества, выросшего из колыбели католической юридической теории искупления, наследнице римского права, ожидает, что можно прийти в конечную точку общества всеобщего благоденствия и достичь конца истории. Но история не кончается никогда.

К тому же, возвращаясь к более низким материям, поставленная клиентом цель, не всегда может быть истинной, даже в самых парадоксальных случаях. Например, человек без определённого места жительства, в какой-то момент понимает, что оставаться без дома – это его осознанный жизненный выбор, и тогда все усилия его социального работника как будто бы разом обесцениваются.

Фрустрация, вызванная чувством неопределённости и безнадёжности, приводит к стрессу, вызванному экзистенциальными причинами. Пути противодействия такому дестабилизирующему фактору представляются гораздо менее очевидными и требуют более существенных усилий, нежели соматические или социальные проявления.

 

Список литературы:

  1. Селезнева Х. Л. А. Представление о синдроме эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе // Информация как двигатель научного прогресса: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019 - С. 267-272.
  2. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета.- 2005, №43. URL:https://web.archive.org/web/20080216085226/http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html (дата доступа: 11.05.2022).
  3. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы: учебник для бакалавров.-М.: Юрайт, 2021.-455 с.
  4. Чомаева Г.А. Особенности и факторы возникновения синдрома «эмоционального выгорания» у социальных работников // Проблемы современного педагогического образования.-2018.-С.367
  5. A Closer Look at Social Work Burnout [Электронный документ] [2019] // Florida state university. College of social work. URL: https://goo.su/s7hZRRK (дата доступа: 12.05.2022).
  6. Mairead K. 5 Signs of Social Work Burnout recover [Электронный документ] [2019] // URL: https://www.noodle.com/articles/5-signs-of-social-work-burnout (дата доступа: 05.05.2022).
  7. Patricia Shelly, Shelley Hitzel, Karen Zgoda. Preventing Retraumatization: A Macro Social Work Approach to Trauma-Informed Practices & Policies [Электронный документ] // The new social worker is the careers magazine for social work. URL: https://www.socialworker.com/feature-articles/practice/preventing-retraumatization-a-macro-social-work-approach-to-trauma-informed-practices-policies/ (дата доступа: 28.05.2022).
  8. Risser M.,Abulhosn R. Social Worker Burnout: Signs, Causes & 15 Tips to Manage Self-care [Электронный документ] [2022] // URL: https://www.choosingtherapy.com/social-worker-burnout/ (дата доступа: 25.05.2022).
  9. The Connection Between Social Work and Secondary Trauma [Электронный документ] [2020] // URL: https://www.goodtherapy.org/for-professionals/business-management/human-resources/article/the-connection-between-social-work-and-secondary-trauma (дата доступа: 05.05.2022).
  10. Zaitseva I.A., Krikunov A.E. Social workers in Russia: an assessment of occupational burnout as part a social portrait // Laplage em Revista (International).-2021,vol.7,n.3, - P.657-664. [Электронный документ] // URL:https://clck.ru/ggnDT (дата доступа: 20.04.16)
 

[1] Прим. «Неглект - это форма пассивного, скрытого насилия, когда близкий человек проявляет нарочитую эмоциональную холодность и безразличие».