К ОСНОВНЫМ ИДЕЯМ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ УЧЕНИИ ИБН ХАЛЬДУНА
К ОСНОВНЫМ ИДЕЯМ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ УЧЕНИИ ИБН ХАЛЬДУНА
Босов Дмитрий Вячеславович
канд. социол. наук, доц. Московского государственного гуманитарно-экономического университета,
РФ, г. Москва
Матвеев Дмитрий Андреевич
студент 2 курса факультета социологии и журналистики Московского государственного гуманитарно-экономического университета,
РФ, г. Москва
Ястребова Светлана Петровна
студент 1 курса факультета социологии и журналистики Московского государственного гуманитарно-экономического университета,
РФ, г. Москва
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи – продемонстрировать основные идеи в социологическом учении арабского ученого Ибн Хальдуна (1332-1406). Исследователями использовались методы: анализа и синтеза, компаративистский метод, сравнительно-исторический метод, системный анализ, биографический метод. Результаты исследования: показаны вехи жизненного пути ученого, выявлена и проанализирована структура основного его трактата «Китаб аль-ибар», раскрыт вопрос о биологической и социальной природе человека, рассмотрены термин асабия, социально-экономическая политика государства и проблема его соотношения с коммерческим сектором, причины экономического кризиса, модель оптимального государственного управления, основы элитологического анализа. Выводы: Ибн Хальдун оказался предшественником ряда социологических отраслевых теорий: этносоциологии, социологии села, социологии города, социологии политики, социологии власти, социологии элит, экономической социологии, социологии науки, социологии культуры, а также предвосхитил географическую школу в социологии. Наследие Ибн Хальдуна заслуживает тщательного междисциплинарного изучения и исследования.
Ключевые слова: история социологии; умран; асабия; государство; элита.
Как правило, в научном сообществе бытуют самые разнообразные мнение, о том, кого именно считать отцом социологии. Одни эксперты по традиции именуют таковым французского философа и основоположника позитивизма Огюста Конта (1798-1857), другие упоминают его бывшего наставника французского утопического социалиста Анри Сен-Симона (1760-1825). Третьи восходят к научному наследию творцов эпохи французского Просвещения 18 в. (Монтескье, Руссо, Кондильяк, Тюрго). Есть и те, кто находит истоки социологии и в эпоху античности (Платон, Аристотель).
Ибн Халдун (полное имя Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Хадрами аль-Ашбили) родился 27 мая 1332 г. в г. Тунисе, столице Ифрикии, которая находилась в те времена под властью арабской династии Хафасидов. Отец Ибн Халдуна сам был ученым, который принципиально не вмешивался в дела политические и, выступив в качестве первого наставника и учителя сына, предостерегал его от ввязывания в политику. Родители будущего ученого, хотя и происходили из Хадрамавта, исторического региона Йемена, уехали из мусульманской Испании до рождения сына и, по-видимому, по вполне понятной причине: в те времена на Пиренейском полуострове уже вовсю развернулась Реконкиста и христианские монархи Испании принялись теснить мусульман, существенно сокращая их владения.
Получив традиционное для мусульманина тунисское образование (грамматика, поэзия, мусульманское право, хадисы и коран, который во многом являлся фундаментальной книгой для мусульманского образования), Ибн Халдун к 19 годам уже получил документ, подтверждающий его образование. Однако продолжить образование не удалось. По территории, охватывающей Северную Африку, Европу, Ближний Восток и Среднюю Азию, прокатилась т.н. вторая пандемия, черная смерть или эпидемия чумы, пик распространения которой пришелся на 1346-1353 гг. В Европе черная смерть унесла от 30 до 60% населения, а также привела к ренессансу языческих верований и обрядов, поиску отравителей (распространителей «чумной мази» [14], секты люцефиристов [16] и уничтожению «виновных» (разгром лепрозориев [12; 15], еврейские погромы [11; 14; 16], эскалации религиозной нетерпимости и фанатизма (флагелланты, секта бьянки [16]), массового психоза (хореомания [8; 13]).
В возрасте 30 лет и находясь на службе в г. Фесе у двенадцатого султана Марокко Абу Инан Фариса – представителя берберской династии Маринидов – ученый неожиданно бросает свою службу и уезжает на историческую родину своих родителей – в мусульманскую Испанию. Такой отчаянный поворот судьбы, по мнению биографов, был продиктован интригами двора султана Абу Инана. Над Ибн Халдуном нависла серьезная опасность и он предпочел отправится на европейский континент. Вся дальнейшая жизнь арабского ученого вошла в явное противоречие с честным советом отца.
Главный трактат Ибн Хальдуна – «Книга назидательных примеров» («Китаб аль-ибар») содержит в себе три части: 1. Мукаддима (Вводная часть); 2. Историческое изучение народов арабоязычного Востока; 3. История народов Северной Африки (Магриба). Для социологов наибольший интерес представляет вводная часть, которая разбита на следующие разделы: 1. Этнолого-антропологическое изучение человеческого общества; 2. Изучение сельской цивилизации; 3. Формы правительств и формы учреждений; 4. Городская цивилизация и ее общественные структуры; 5. Экономическое изучение мусульманского общества; 6. Анализ науки и общества [2]. Тем самым мы обнаруживаем, что средневековый ученый изучал общество, рассматривая его на стыке еще несуществующих наук и социологических теорий среднего уровня: социальной антропологии, этносоциологии, социологии села, социологии города, социологии политики, социологии власти, социологии элит, экономической социологии, социологии науки и др. Мало того, Ибн Хальдун – не только «основоположник социологии», но и один из первых представителей географической школы в социологии, предвосхитивший некоторые идеи Ш. Монтескье, Г. Бокля, Ф. Ратцеля [1; 5; 9] на несколько столетий.
Ученый близко подошел к вопросу о биологической и социальной природе человека, размышляя, по сути, об инстинктивной природе животного мира и выявляя, что человеку во многом в инстинктах отказано. Фактически наткнувшись на ключевой вопрос обществознания, Ибн Хальдун заявляет, что компенсацией для человека выступают его способности и возможности (трудовые резервы, использование интеллекта и др.). именно поэтому он и создает «умран» («вторую природу», культуру) [2]. Тем самым ученый почти подошел к созданию знания, возникшего намного позже в рамках социологии личности, социологии культуры и культурологии.
Ключевое понятие Ибн Хальдуна – «асабия», которую П. Турчин и А. Коротаев переводят как «коллективную солидарность», в то время как Н. Розов понимает, как «воинственную сплоченность», ссылаясь на то, что она собирает в себе такие составляющие элементы, как «честь», «сила духа», «воодушевление», «справедливость», «чувство собственной правоты» и «отвага» [10].
Арабского ученого интересовали проблемы «причины упадка и подъема государств» [3]. Ибн Хальдун, будучи человеком, не понаслышке знающим о жизни элит и интригах придворных дворов и престолов мусульманского арабоязычного Востока, заявлял в своих трудах, что государство обязано уделять внимание формированию рабочих мест, заниматься усилением инфраструктуры, проводить протекционистскую политику в торгово-производственной сфере. Вместе с тем в отношениях государства и коммерческого сектора необходим особый баланс, поскольку вмешательство государства в дела последнего чревато ростом бюрократических и военизированных структур, которые начнут обогащаться за счет предпринимательства, а развитию самого предпринимательства возникнут угрожающие препоны. В сложившейся ситуации не за горами экономический упадок, который может привести не только к миграции людей из городов, но и к перемещению промышленных центров на иные территории, за пределы государства [2]. Именно это, по мнению арабского ученого, может привести к кризису перепроизводства (падению спроса на товары) и ввергнуть общество в полноценный экономический кризис.
Опираясь на данные выводы, Ибн Хальдун выводит, что для государства наиболее приемлемы: 1. Компактный (минимальный) аппарат бюрократии; 2. Компактные (минимальные) вооруженные силы; 3. Минимальный объем взимания налогов [2]. Натыкаясь на столь очевидные выводы, Ибн Хальдун тут же объясняет неприемлемость данных мер, обращаясь к социологии политики и политологии, а точнее – к теории элит – задолго до элитологического анализа Р. Михельса, Г. Моска, В. Парето [4; 6; 7]. По сути, он ставит вопрос: может ли элита современных ему государств стать меритократией? И тут же отвечает: не может! Для этого ему и служит ключевое понятие его теории «асабия» (воинственная сплоченность, следуя трактовке Н. Розова). Элита, по мнению средневекового арабского мыслителя, не заинтересована в процветании общества и государства настолько, насколько заинтересована в процветании своем. Хальдун озвучил один из важных вопросов власти и по сей день: как именно завязать процветание элиты с процессами процветания общества и государства? До сих пор данный вопрос остается не решенным.
Ибн Хальдун по сути оказался предшественником ряда социологических отраслевых теорий: этносоциологии, социологии села, социологии города, социологии политики, социологии власти, социологии элит, экономической социологии, социологии науки, социологии личности социологии культуры, а также предвосхитил географическую школу в социологии.
По мнению ряда исследователей, ученый стоял и у истоков таких общественных наук, как экономика, политология и др. По этой причине наследие великого социального мыслителя Ибн Хальдуна заслуживает тщательного междисциплинарного изучения и исследования.
Список литературы:
- Бокль Г. Т. История цивилизаций. История цивилизации в Англии / Г. Т. Бокль. – М.: Мысль, 2000-2002. – Т. 2. – 509 с.
- Ибн Халдун. Введение (ал‑Мукаддима) – Режим доступа: https://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ikh_t.h
- Куклина А.С. Клиодинамика в исследованиях исторических взаимодействий России и Испании/ А.С. Куклина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. - №9(51). – С. 156. С. 156-161.
- Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия / Р. Михельс // Социс. – 2000. – № 1. – С. 107-116.
- Монтескье, Ш. Л. О духе законов / Шарль Луи Монтескье. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.
- Моска Г. Правящий класс / Г. Моска // Социология власти. – 2012. – № 1. – С. 219-232
- Парето В. Трансформация демократии / В. Парето. – М.: Территория будущего, 2011. – 208 с.
- Рат-Вег И. Одержимые пляской / Иштван Рат-Вег // Комедия книги. – М.: Книга, 1987. – 545 с.
- Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле [Текст] / Ф. Ратцель. –Изд. 2-е, репр. изд. – М.: URSS, 2010. - 56 с.
- Розов Н.С. Закон Ибн Халдуна. К чему может привести рост коррупции и силового принуждения в России / Н.С. Розов // Политический класс. – 2006. - №16. С.74-84.
- Супотницкий М. В., Супотницкая Н. С. Очерк V. «Чёрная смерть» –второе пришествие чумы в Европу (1346—1351) / М. В. Супотницкий Н.С. Супотницкая // Очерки истории чумы: В 2-х кн. – Кн. I: Чума добактериологического периода. – М.: Вузовская книга, 2006. – С. 78–131.
- Duplès-Agier Н. Ordonnance de Philippe le Long contre les lépreux // Bibliothèque de l'école des chartes. – 1857. – Vol. 18. – P. 265–272
- Hecker J. F. C. The Black Death and The Dancing Mania. – New York, 1888 – Режим доступа: https://www.gutenberg.org/files/1739/1739-h/1739-h.htm
- Kelly J. The Great Mortality: An Intimate History of the Black Death, the Most Devastating Plague of All Time / John Kelly. – New York: HarperCollins, 2005. – 304 p.
- Nirenberg D. Violence et minorités au Moyen Âge // Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. – 2002. – Vol. 57, № 6. – P. 1695.
- Nohl J. La mort noire: chronique de la peste d’après les sources contemporaines. – Paris: Payote, 1986. – 318 p.