АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ М.М. БАХТИНА В УСЛОВИЯХ КАРНАВАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 24(200)
Рубрика журнала: 19. Философия
DOI статьи: 10.32743/26870142.2021.24.200.292391
Библиографическое описание
Старев И.А., Школкина И.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ М.М. БАХТИНА В УСЛОВИЯХ КАРНАВАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ // Интернаука: электрон. научн. журн. 2021. № 24(200). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/200 (дата обращения: 22.11.2024). DOI:10.32743/26870142.2021.24.200.292391

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ М.М. БАХТИНА В УСЛОВИЯХ КАРНАВАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Старев Илья Александрович

студент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва,

РФ, Республика Мордовия, г. Саранск

Школкина Ирина Николаевна

 канд. филос. наук, доц., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва,

РФ, Республика Мордовия, г. Саранск

 

THE RELEVANCE OF THE IDEAS OF M.M. BAKHTINA IN THE CONDITIONS OF CARNIVALIZATION OF MODERN LIFE

Ilya Starev

student, National Research Mordovian State University named after N.P. Ogareva,

Russia, Republic of Mordovia, Saransk

Irina Shkolkina

candidate of philosophical sciences, associate Professor, National Research Mordovian State University named after N.P. Ogarev,

Russia, Republic of Mordovia, Saransk

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – изучить концепцию карнавализации М.М. Бахтина. Методы исследования – анализ и сравнение. В результате выявлены последствия карнавализации современной жизни: депрессивное состояние людей; эсхатологические настроения; эстетические мутации художественной культуры, эклектичность её продуктов. Вывод: глобализация, становление постиндустриального общества в результате информационной революции, исказили традиционные ценности, «перевернули» их, что способствовало стопроцентной карнавализации общества.

ABSTRACT

The purpose of the article is to study the concept of carnivalization by M.M. Bakhtin. Research methods analysis and comparison. As a result, the following consequences of the carnivalization of modern life were revealed: the depressive state of people; eschatological moods; aesthetic mutations of artistic culture, eclecticism of its products. Conclusion: globalization, the formation of a post-industrial society as a result of the information revolution, distorted traditional values, "turned" them, which contributed to the one hundred percent carnivalization of society.

 

Ключевые слова: карнавализация, «перевёрнутое поведение», постмодерн, глобализация.

Keywords: carnivalization, “inverted behavior”, postmodernity, globalization.

 

Современная действительность соткана из множества проблем: иллюзорности снятия норм и запретов, вседозволенности; превращения  жизни и деятельности в игру (об этой проблеме размышляет в книге «Человек играющий» Й. Хейзенка); унификации, шаблонности мыслей и действий людей, как результат распространения массовой культуры; бездуховности человека и общества; утраты смысла жизни людьми и особенно молодёжью. Все они, на наш взгляд, порождены карнавализацией, праздностью бытия.

Смысл концепции карнавализации, изложенной М.М. Бахтиным в его работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» [1] заключается в том, что он применял понятие карнавала (ежегодного праздника перед великим постом) ко всем явлениям культуры Нового времени.

История средних веков – это борьба христианского морального сознания (именно в средние века распространяется христианство) с карнавальным мировоззрением, с пародированием церковных обрядов и жизни служителей религиозного культа. Возьмём, к примеру, произведения Дж. Боккаччо «Декамерон» или Ф. Рабле «Гаргантюа и Патагрюэль», в которых сознательно эпатировались и принижались христианские нормы.

Вклад М.М. Бахтина в разработку концепции «перевёрнутого поведения» огромен. Он раскрывает её сущность на примере средневекового западноевропейского карнавала. Карнавал – синкретическая зрелищная форма обрядового характера, в которой, по мнению М.М. Бахтина, нет разделения на исполнителей и зрителей, его не созерцают и не разыгрывают, а «живут» в нём. Подобно тому, как в античном мире люди становились непосредственными участниками вакханалий (в честь бога Диониса) или элевсинских мистерий (проводимых в рамках культа Деметры и Персефоны).

На время древнегреческих мистерий и средневекового карнавала отменялись все существующие ограничения. Ключевым моментом карнавального действа является увенчание и последующее развенчание шута. Ядро карнавального мироощущения, как полагает М.М. Бахтин, составляет «пафос смен и перемен, смерти и обновления». Главной функцией подобных празднеств в древнем и средневековом мире, да и в современном тоже (есть же святочные дни с Рождества и до Крещения, когда «всё разрешено») – катарсис – очищение от накопившейся внутри человека грязи, скверны.

Известные бахтиноведы К. Кларк, М. Холквист говорят о стопроцентной карнавализации общества постмодерна. В головах современников прочно укрепилось мнение о том, что венцом развития человечества и его социальной самоорганизации являются цивилизация, научно-технический прогресс, глобализация. Или, если быть более точным сегодняшний вариант западноевропейской модели цивилизации, становился и утверждался на основе прогресса и глобализации, искажая традиционные ценности.

Наступившая эпоха характеризуется:

  • Депрессивными состояниями людей, оказавшихся в экзистенциальном вакууме (многие ощущают душевную пустоту и утрату смысла жизни).

Социологи, социальные психологи много и повсеместно говорят о социальных проблемах молодёжи, таких как насилие, преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, но они не появились ни с того ни с сего, а были порождены другими – безработицей, одиночеством, не вовлечённостью в социальное пространство, неорганизованностью свободного времени (досуга), вседозволенностью, бессмысленностью бытия.

Поведение человека в обществе оценивается либо с позиций экспектаций (ожиданий), либо с позиций аттитюдов (эталонов, образцов, норм) и если оно не соответствует им, то считается отклоняющим или девиантным, оно то и воспринимается как социальная проблема. Называются разные причины девиаций. Э. Дюркгейм в своей теории дезориентации питательной почвой для них считает общественные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека, наступает состояние аномии. Под аномией он понимал  разрушенность, или ослабленность системы норм и ценностей в обществе из-за резких скачков, изменений. Американский социолог Роберт Мертон считал причиной девиаций не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия, по Мертону, – это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально-одобряемых средств для их достижения. Он выделил следующие поведенческие реакции или способы приспособления: конформность, инновацию, ритуализм, мятеж, ретритизм.

Человек, поведение которого не вписывается в ожидания или нормы социального окружения, находится в состоянии социальной дискомфортности. У некоторых индивидов начинается поиск выхода (ретретизм) из сложившейся ситуации – в насилии, аддиктивном, т.е. зависимом поведении (алкоголизме, наркомании; более того подросткам и молодёжи предлагают все новые и новые психо-активные вещества – спайсы, веселящий газ, вдыхаемый из шариков, каждый год появляются какие-то аддикции), суициде (в последнее время число самоубийств, особенно среди молодёжи, выросло в разы). Люди перестали дорожить собственной жизнью (а ведь жизнь и её смысл, по мнению философов, является одной из четырёх высших ценностей, наряду с благом (или добром), свободой и счастьем). Стриттрейссеры, зацеперы, байкеры постоянно рискуют жизнями.

Дружба, любовь и другие социальные связи между индивидами изменились. Э. Тоффлер в работе «Футурошок» [2] отражает концепцию «модульного человека», в ней показана вся острота и злободневность поверхностности человеческого общения из-за трансенции – быстротечности отношений человека с вещами, местами, людьми, организациями и информацией. В информационном обществе нашими лучшими друзьями стали гаджиты – ноутбуки, планшеты, смартфоны. Не знаю, замечали ли Вы, что молодёжь, встречаясь, общается через телефоны?!

  • Эсхатологическими настроениями (предчувствием скорого конца света).

Тоффлер определил понятие «футурошок» («шок будущего»), как психологическую реакцию человека и общества на стремительные радикальные изменения в их окружении, вызванные ускорением темпов технического и социального прогресса. Естественно, у людей начинается паника, обостряется чувство приближающегося конца света, появляются предсказания апокалипсиса. Вспомним хотя бы работу О. Шпенглера «Закат Европы», в которой он предвещает гибель Западной цивилизации. Ещё когда-то Нострадамус в своих пророчествах назначил конец света на 2250 г., случится катастрофа планетарного масштаба. Один из самых известных физиков – Стивен Хокинг перед смертью высказал ряд опасений по поводу будущего человечества, предложив 4-ре возможных сценария апокалипсиса: 1) ядерная война, 2) развитие искусственного интеллекта, 3) создание вирусов генной инженерией, 4) глобальное потепление. Более всего ученого беспокоило то, что созданные людьми роботы могут восстать и уничтожить человечество. Но как видим, в реальность воплощается иной сценарий развития событий, предложенный Хокингом, а именно – создание и распространение смертоносных вирусов.

  • Эстетическими мутациями (прекрасным начинает считаться безобразное, безвкусное) и эклектичностью продуктов художественной культуры (смешением, подменой).

Многие исследователи культуры полагают, что эклектика – прямое наследие глобалистских процессов, стирающих все возможные границы и позволяющие проникать разным культурам друг в друга, смешиваться. Можно выделить три основных фронта, по которым наступает глобализация:

  1. Уничтожение границ между этносами, нациями и размывание культурно-национальной идентификации. Раньше границы были чёткими, татарин брал в жёны татарку, мордвин – мордовку, а у русского мужчины была русская женщина (в последнем примере речь идёт о русском этносе, а не о нации русских). Сейчас этого нет, татарин запросто может жениться на мордовке (а здесь сталкиваются не только культурные, но и конфессиональные, или религиозные интересы). Есть примеры и международных браков, заключённых между представителями разных наций (русские девушки мечтают выйти замуж за заморских принцев). Хуже всего в интернациональных семьях приходятся рождённым в них детям, которым поздно или рано придётся выбирать религию. Ни папу, ни маму обидеть не хочется, но выбор неизбежен. Когда наступает момент истины и выбор сделан, происходит унификация – более сильная культура поглощает ту, что слабее.
  2. Проникновение в традиционную (народную) культуру массовой культуры. Индивидуальное сознание всегда связано с общественным сознанием, частью которого оно является. А в современных условиях особый интерес у учёных всего мира вызывает проблема массового сознания, его структуры и содержания. Очень важно узнать, как оно формируется и каким образом определяет общий характер мышления людей в современном социуме.

Массовая культура (культура для масс, для широкого круга потребителей) – коммерческая культура, её продукты – произведения искусства, достижения науки, религиозные ценности выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, так как учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Главной причиной появления массовой культуры социологи считают становление и развитие общества массового производства и потребления.

Современные учёные утверждают, что в постиндустриальном (информационном) обществе выживает только то, что массово востребовано, а такими свойствами обладают стандартизированные, унифицированные продукты массовой культуры, потребителем которых становится человек-масса. Хосе Ортега-и-Гассет, характеризуя человека-массу, замечает, что последний ощущает себя таким, как все, и не только не удручён этим, но и доволен подобной неотличимостью, для него жить – это плыть по течению, не силясь перерасти себя. По Д. Беллу, «масса» – это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

  1. В последнее время эклектика проявляет себя в том, что элитарная культура навязывается широким массам, смешивается с массовой культурой. Следует в качестве предупреждения сказать об отрицательных последствиях подобной тенденции – постепенном вырождении элитарной культуры, т.к. она утрачивает свою сложность, приобретает простоту, свойственную массовой культуре. В качестве примера можно привести изображение Джоконды Л. Да Винчи на майках и куртках, а также растиражированное изображение М. Монро, созданное американцем Энди Уорхоллом. Что делать? Боюсь, у нас нет ответа на этот вопрос.

Вывод: можем только констатировать, что человечество «катится к пропасти» и гибель человеческой цивилизации не минуема. Даже если «нажать на тормоз», то движение это будет продолжаться по инерции. Мы не пессимисты, а реалисты!

 

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.
  2. Тоффлер Э. Шок будущего. – М. : АСТ, 2008. – 560 с.