РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ИСЛАМА ВО ФРАНЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ИСЛАМА ВО ФРАНЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
Мирхалилова Гавхар Миркомил кизи
магистрант Университета мировой экономики и дипломатии,
Узбекистан, г. Ташкент
CONSIDERATION OF THE PROBLEM OF ISLAM IN FRANCE THROUGH THE PRISM OF MULTICULTURALISM
Gavhar Mirkhalilova
Master's student of the University of world economy and diplomacy,
Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
Начиная с 2000-х годов во Франции, политика интеграции мигрантов в общество с европейскими ценностями и поддерживания мультикультурализма столкнулись рядом препятствий. Экономический кризис усугубил положение мигрантов в стране. Пятая республика столкнулась угрозой терроризма и религиозного экстремизма. Возник вопрос французской идентичности, национализма и непринятия мусульманского населения.
ABSTRACT
Since the 2000s in France, the policy of integrating migrants into a society with European values and supporting multiculturalism has faced a number of obstacles. The economic crisis has exacerbated the situation of migrants in the country. The fifth republic faced the threat of terrorism and religious extremism. The issues such as French identity, nationalism and non-acceptance of the Muslim population have arisen.
АННОТАЦИЯ
2000 йиллардан бошлаб Францияда муҳожирларни Европа қадриятларига эга жамиятга интеграция ва мультикультурализмни кўзда тутувчи сиёсати бир қатор тўсиқларга дуч келди. Иқтисодий инқироз мамлакатдаги муҳожирлар аҳволини янада оғирлаштирди. Бешинчи республика терроризм ва диний экстеримизм хавфига дуч кулди. Француз миллий ўзлиги, миллатчилик ва мусулмон аҳолини қабул қилинмаслик муаммоллари юзага келди.
Ключевые слова: мультикультурализм; Ислам; Франция; миграция; интеграция; политика ассимиляции; идентичность.
Keywords: multiculturalism; Islam; France; migration; integration; politics of assimilation; identity.
Мультикультурализм - культурное, социологическое или же политическое явление, её принципы и подходы, а также её эффективность последние несколько лет ставятся под сомнение политикой западных стран при реализации своей миграционной политики. В ряде европейских стран через призму мультикультурализма всё чаще рассматривается проблема распространения радикального течения исламской религии, дезинтеграция мигрантов, безработица, неграмотность, а также образование закрытых мусульманских общин.
Самое понятие «мультикультурализма» подразумевает «сосуществование нескольких культур, часто поощряемое активной политикой [9]» или «доктрину о мирном и справедливом сосуществовании множества различных этнических, расовых, религиозных или культурных групп в рамках одной социальной единицы, организации или населения [12]». То есть, можно сказать, что это политика, направленная на интеграцию представителей разных этносов в одну единую, при этом сохраняя их идентичность.
Важным отличием мультикультурализма от политического либерализма считается признание первым прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее. Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры [4].
Важно подчеркнуть, что принципы мультикультурализма вошли в политическую практику большинства европейских стран во второй половине XX века как противопоставление нацизму и колониальной системе. Мультикультурализм стал рассматриваться в качестве инструмента, способствующего взаимообогащению культур и построению гармоничного общества. Акцент делался на равноправное сосуществование разных культур в рамках одной страны без полной ассимиляции [3].
В основу политики мультикультурализма европейцы закладывали равноправие всех этносов, открытый диалог и обмен между ними, отсутствие примата одной национальности [3].
Однако, исходя из последних тенденций отхода от данной политики и в целом подхода построения и развития общества, реализация принципов мультикультурализма представляется практически невозможной. Так, как в Европе, и в самой Франции лозунги об истинно «французской идентичности», французских национальных ценностях, отказе от миграции, закрытии границ набирают свои обороты перед исламофибии и угрозой терроризма на почве религии.
Многими экспертами подчёркивается, что политика мультикультурализма в Европе начала давать очевидную трещину ещё в 2010-2011 годах. Тогда всё чаще начали звучать заявления о крахе или, как минимум, кризисе мультикультурной модели Европы. Действовавший на тот момент президент Франции Н. Саркози заявил о «провале» европейского мультикультурализма вслед за другими лидерами Европейского союза [6]. При этом, важно также отметить роль социально-экономического положения страны в данном вопросе, так как экономический кризис, возрастающая безработица среди самого французского населения способствовали появлению антимигрантской риторики.
Безусловно, изначально, в силу экономических причин, страны-реципиенты были заинтересованы в притоке рабочей силы. Например, в связи с тем, что уровень рождаемости значительно снижался и вызывал резкое замедление темпов роста населения, потребности Франции в рабочей силе резко возрастали. Страна привлекала иностранных рабочих, так, как находилась на этапах экономического роста и индустриализации [10].
До 1914 года иностранные рабочие были в основном из соседних стран: бельгийцы, итальянцы, немцы, испанцы, швейцарцы, англичане, русские, люксембуржцы и восточные евреи. Но начиная с 1970 годов количество алжирцев прибывших во Францию достигло 710 000 (20,6% от общего числа), марокканцев – 260 000, а тунисцев – 140 000 [10]. В обществе начинают появляться опасения возрастающим потоком мигрантов с другого цивилизационного и религиозного пространства. В этой связи, по истечению времени во Франции началась тенденция ужесточения интеграционной политики страны.
В 2002 году французское правительство взяло курс на ограничение «нежелательной» иммиграции. Принимались дискриминационные решения в отношении инокультурных граждан: например, запрет на ношение религиозной атрибутики государственными служащими, преподавателями, учащимися государственных школ. В 2010 году этот закон был расширен до запрета на появление в общественных местах в одежде, полностью закрывающей лицо [6]. Так, как изначально, Франция склонялась к «интеграционистской модели», подчёркивавшей приоритет сплочения всех индивидов независимо от происхождения. Необходимо отметить, что политика Франции в отношении иммигрантов и этнических меньшинств, ориентировалась в большей степени на ассимиляционную республиканскую модель с целью построения единой нации [7]. Так, в контексте данной политики можно сказать, что Франция была и есть страна, которая скорее всего де-юре выступает за ассимиляцию мигрантов, а создание мультикультурного общество лишь фигурирует на словах.
Отмечается, что во Франции, республиканской стране, мультикультурализм существует неофициально [11].
Что касается политики французских властей по отношении к мусульманской диаспоре, то ранее она представляла собой ассимиляционную модель, согласно которой иммигранты должны были полностью воспринять французские республиканские ценности, в том числе светскость, французский язык и систему образования [2].
Часть мигрировавших во Францию мусульман восприняла европейские цивилизационные ценности и в достаточной степени интегрировалась во французское общество. Тем не менее, многие мусульмане оставались привержены традициям своей религии и культуры. Они воспринимали ислам как основу своей цивилизационной идентификации [2]. В этой связи, среди коренного населения Франции возрастало недовольство, все больше лозунги касались потери национальных ценностей и идентичности.
По проводимым тогда опросам выявлялось, что 56 % французов считали свою страну пресыщенной иммигрантами, 78% были убеждены, что ислам представляет угрозу их национальной идентичности [3].
При этом, экономическая ситуация начала 90-х годов ухудшила финансовое положение иммигрантов. Выходцы из городских предместий не могли рассчитывать на продолжение образования в высших учебных заведениях, а это формировало потерю интереса к школьному диплому. В свою очередь, отсутствие перспективы закладывало основу для агрессивного поведения молодых. Как следствие складывающейся ситуации в пригородах возникли молодёжные банды, деструктивная активность которых заставила полицию организовать рейды по наведению порядка [1]. Здесь проявляется если ни одна из самых главных, то одна из самых важных факторов - отсутствие перспектив для молодёжи и веры в будущее. Молодёжь всегда была и есть движущим драйвером в стране. В случае Франции ввиду экономических сложностей, молодёжь осталось на улице, без работы, высшего образования. Таким образом и формируется тенденция их радикализмами, так как им негде самореализоваться.
Таким образом, к началу 2015 года в пригородах Парижа и других крупных городов уже сформировались целые «гетто» с радикально настроенными по отношению к властям и французскому обществу иммигрантами. Среди них были как те, кто недавно прибыл в страну, так и французские иммигранты во втором поколении, которым так и не удалось - а некоторым и вовсе не хотелось - интегрироваться в общество. Далеко не каждый приезжавший во Францию, страну с такими свободными ценностями, готов был их разделять [6].
Ряд экспертов отмечают, что политика «интеграцииассимиляции» мусульман, по сути, требовала от них отказаться от многих привычных для них ценностных ориентиров - от святости тех или иных текстов или символов, от семьи с чётким распределением ролей мужчины, женщины и детей, а также от мусульманской общины с её принципом солидарности [5].
В свою очередь, по проведённому исследованию 2016 года, выявлено, что 29% мусульман считают, что «исламский закон важнее закона республики» [8].
В последние десятилетия произошёл определённый отход от взгляда на французское общество как на «единое социальное тело» в пользу признания его более отчётливого культурного многообразия («мультикультурализма») и что это рассматривается как позитивный факт. В то же время подчёркивалось: «Но обострённое восприятие культурной идентичности не должно вести к фанатичному толкованию различий, которое чревато угнетением и отторжением». Особую обеспокоенность комиссии вызывало появление во Франции феномена «коммунотаризма», т.е. сплочения иммигрантов в довольно закрытые общины, который «чреват фрагментацией современных обществ» [1].
Исходя вышесказанного, можно разглядеть тенденцию неэффективности французской политики по интегрированию мигрантов в общество. Официально придерживаясь принципа «ассимиляции», правительство также выступала за мультикультурализм.
Возможно, это и стало один их факторов неопределённости, как и среди мигрантов, так и коренного общества. Очевидно, разногласия между сторонами будут продолжаться на фоне экономических сложностей и террористических актов.
При этом, констатация «провала мультикультурализма» во Франции, даже при официальных заявлениях, представляется не уместной, так как страна никогда официально не признавала мультикультурализм как один из принципов своей внутренней политики. А политика «полной интеграции» и «создания единой нации» пока не показали свою эффективность. Наоборот разрыв в обществе только увеличился, участились случаи экстремизма, расизма и национализма.
Список литературы:
- Бибикова О. «Арабы в Европе: иммиграционная политика Франции» // Россия и мусульманский мир. 2011. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/araby-v-evrope-immigratsionnaya-politika-frantsii
- Долгов Б.В. «Мусульманский Ренессанс во Франции: итоги и перспективы» // АПЕ. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskiy-renessans-vo-frantsii-itogi-i-perspektivy
- Комарова Н.С. «Кризис модели мультикультурализма: французский вариант». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Издательство Уральского университета, г. Екатеринбург, 2013. - С. 164-167. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32650/1/xixusr_2013_44.pdf
- «Саркози: Мультикультурализм во Франции провалился» // Актуальные комментарии, 2011 г. [Электронный ресурс] URL: https://actualcomment.ru/sarkozi_multikulturalizm_vo_frantsii_provalilsya.html
- Чернега В.Н. «Франция в поисках ответа на исламистскую угрозу» // АПЕ. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frantsiya-v-poiskah-otveta-na-islamistskuyu-ugrozu
- Числова Э. «Французский мультикультурализм: до и после терактов 2015 года» // Российский совет по международным делам, 2016 г. [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/blogs/elvira-chislova/31169/
- Шнаппер Д. «Вопрос о бурка - это вопрос о политике интеграции. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2012-02-003-shnapper-d-vopros-o-burka-eto-vopros-o-politike-integratsii-schnapper-d-par-del-de-burka-les-politiques-dint-gration-tudes-p-2010-t-413
- Bossuet K. “Immigration: le multiculturalisme est un échec, vive l’assimilation !” // Valeurs actuelles, 2018 [Электронный ресурс] URL: https://www.valeursactuelles.com/societe/immigration-le-multiculturalisme-est-un-echec-vive-lassimilation/
- Définitions “Multiculturalisme” // Larousse [Электронный ресурс] URL: https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/multiculturalisme/53167
- Fatma Betül Akcora «L’immigration et le multiculturalisme qui en résulte. Une menace pour l’identité nationale française?» // Johannes Gutenberg University Mainz, 2014. Munich, GRIN Verlag [Электронный ресурс] URL: https://www.grin.com/document/428355
- Face à face: le multiculturalisme a-t-il échoué? // MICMAG, 2012 [Электронный ресурс] URL: https://www.micmag.be/face-a-face-le-multiculturalisme-a-t-il-echoue/
- “Multiculturalisme” // Le Parisien [Электронный ресурс] URL: http://dictionnaire.sensagent.leparisien.fr/Multiculturalism/en-en/#anchorDefinitions