ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Морозов Андрей Владимирович
магистр, начальник Шкловского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь,
Республика Беларусь, Могилёвская область, г. Шклов
THE USE OF NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING TECHNIQUES IN INVESTIGATIVE PRACTICE. CURRENT ISSUES. THEORY AND PRACTICE
Andrey Morozov
Master's degreeHead of the Shklovsky District Department Investigative Committee of the Republic of Belarus,
Republic of Belarus, Mogilev region, Shklov
Актуальность вопроса. Проблема психологического воздействия, на сегодняшний день, имеет важное значение в проведении эффективной следственной практики, так как игнорирование приемлемых методов взаимодействия с допрашиваемым, может привести к негативным последствиям (например, завести следствие «в тупик»).
Дадим определение понятию «психологическое воздействие» – это целенаправленное и преднамеренное влияние на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие [4].
Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям:
- По характеру воздействия различают простое воздействие и сложное воздействие.
Простое связано с осуществлением плана за один сеанс беседы, опроса, допроса, консультации, экспертизы и пр. Также простое воздействие чаще имеет одну или несколько тактических целей.
Сложное состоит из простых, и главным является достижение стратегической цели: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр. [6].
Хотелось бы также отметить принципы психологического воздействия в уголовном процессе. Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности [6].
Принцип законности требует: осознавание, что сотрудник несет полную ответственность за его результаты [6].
Принцип научности: методы, приёмы в правоохранительной деятельности научно обоснованы и прошли апробацию, а сотрудник является квалифицированным [6].
Принцип целесообразности: указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным. Запрещено психическое давление, принуждение, насилие и шантаж [6].
Можно выделить такие основные этапы подготовки и реализации процесса психологического воздействия:
Рисунок 1. Этапы подготовки и реализации процесса психологического воздействия
Следует особо подчеркнуть, что эти этапы не могут быть реализованы на практике без учета и глубоко изучения психологических особенностей объекта воздействия [4].
НЛП (нейролингвистическое программирование) - одно из направлений в психологии и психотерапии, которое в 1970-х гг. было разработано Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером [3].
Можем взять за основу расшифровку названия НЛП в монографии «Миссия НЛП» [1]: понятие «нейро», как уже можно догадаться, связано с нервными путями, которые проводят информацию от 5 органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса); понятие «лингвистика» — то, как мы используем речь, слова, фразы, но к лингвистике также можно и отнести наш язык жестов. Понятие «программирование» взято из языка компьютерных технологий, чтобы показать, что наши мысли, чувства и действия - это ментальные программы, которые можно изменять.
Так, является важным рассмотреть какие приёмы можно использовать психологического воздействия с помощью НЛП. Одним из них является определение психотипа человека, с помощью лексики можно установить ведущий канал восприятия. Для того, чтобы определить психотип допрашиваемого, следователь может использовать так называемые «слова-предикаты». Первый тип – визуал, который в своей речи, обычно, использует следующие слова: видеть, наблюдать, выглядеть и т.п. Второй тип – аудиал, он в большей степени склонен к употреблению следующих терминов: говорить, бормотать, слушать, разговор. Третий тип: кинестетик, обычно используют подобные слова: чувствовать, ощущать, трогать [6].
Исходя из этого, визуалу, например, наиболее эффективно предъявлять доказательства «вживую», то есть, те предметы, которые он мог бы непосредственно видеть и наблюдать. Поэтому для допрашиваемого-визуала эффективной будет показ на допросе объектов, по мнению сотрудника правоохранительных органов, которые имеют непосредственное отношение к делу. Т.е. с помощью непроизвольного восприятия объектов преступления в ходе допроса, которые ещё не доказуемые, но в силу «виновной осведомленности» допрашиваемого - воспринимается с его точки зрения как доказательство совершённого действия [6].
Таким образом, определив психотип объекта воздействия, следователю (дознавателю) необходимо вырабатывать специальные тактические приемы, которые могут помочь следствию [6]. Подтверждающим примером из следственной практики служит уголовное дело, возбужденное по факту серии убийств, описанное в пособии Васильева В.Л. «Юридическая психология». Так, следователь при допросе потенциального серийного убийцу, был уверен в его виновности, поставил на стол туфли, испачканные в крови, они принадлежали одной из потерпевших; следователь прикрыл слегка их газетой. Поначалу подозреваемый не подавал виду и не обращал внимания на это, но в дальнейшем при допросе стал проявлять агрессию и, в конце концов, не выдержал и закричал: «уберите эти туфли со стола», чем собственно выдал себя [2].
Следующие приёмы НЛП, которые, по нашему мнению, могут использоваться в следственной практике:
Калибрование - отслеживание вербальных и невербальных (часто малейших изменений в мимике, позе, движении глаз) реакций другого человека с целью получения неосознаваемой человеком информации о его состоянии, обеспечивающее конгруэнтное взаимодействие с ним. Значение калибрования основано, во-первых, на концептуальном положении НЛП: «Сознание и тело — единая система». Таким образом, внутренне состояние/переживание будет отражаться во внешнем поведении человека (мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи) [3].
Приведём из классификации объектов калибрования (С. Пахомов), те, которые могут быть нам интересными и практико-применимыми:
- Калибровка тела: необходимо обращать внимание на изменение наклона корпуса, напряжение (расслабление) в спине, жесты, положение рук относительно тела. Грудь и живот больше всего говорят о дыхании: здесь нас интересуют его изменения. Человек дышал ровно, но вдруг ритм сбился, задержался, участился. Пошли вздохи. (Что-то напрягло? Задело? Расстроило?). Мы наблюдаем и изменение положения тела в пространстве. Человек подался вперед или откинулся? Развернулся к нам или отвернул голову, как бы рассматривая интерьер? И др. При этом важно не само положение тела, а на что и когда оно реагирует [3].
- Калибровка мимики: глаза, нос, лоб, брови, переносица, рот [3].
- Калибровка дыхания. Замечая глубину и частоту дыхания, можно получить представление о степени напряжения в организме [3].
- Калибровка речи: громкость речи, скорость тембр, темп и интонирование, молчание. Нас интересуют моменты, когда непосредственно происходят моменты изменения речи (и не только) при определённых ситуациях [3].
Раппорт - это динамическое состояние, возникающее в процессе коммуникации двух или более людей, при котором устанавливаются отношения доверия и взаимопонимания. Люди находятся в состоянии раппорта в той мере, в какой обнаруживают общее и говорят на общем языке — языке слов и тела. Общий язык тела позволяет наблюдать состояние раппорта со стороны: у партнеров сходное выражение лица, поза, они дышат в едином ритме, разговаривают с одинаковой громкостью и т. д. [3].
Отражение. В НЛП активно применяется обратная зависимость: внешние проявления (сходство языка тела) → состояние раппорта. Таким образом, для достижения раппорта нужно отразить, «отзеркалить» внешние особенности поведения. Существуют два вида невербального отражения: прямое (например, можно дышать с той же скоростью и глубиной, что и партнер) и перекрестное, которое может происходить с сохранением модальности (например, если трудно присоединиться к дыханию, можно постукивать рукой в том же ритме дыхания) или же с изменением модальности (например, дыхание — речь, т. е. темп речи соответствует темпу дыхания) [3].
Подстройка к репрезентативным системам. Если подстроиться к образу мышления человека – это может также помочь установить раппорт [3].
- Подстройка к убеждениям и ценностям. Использовать такую подстройку можно попробовать в тех случаях, когда другие попытки установить раппорт не удачны [3].
Якоря, якорение. «Якорем» в НЛП называют нейтральный стимул, запускающий определенные эмоциональные переживания. Определённый стимул, такой как музыка, картина, запах, интонация, человек, который совпадает как во времени, так и в пространстве с тесно связанным эмоционально-окрашенным переживанием, которое было прожито в тот или иной период. Так, повторяясь в другой ситуации, но со стимулом из предыдущей, будет вызвать это переживания и воспоминания о прошлом [3].
Таким образом, можем подвести итог. Мы выбрали данные приёмы, потому что считаем их не менее важными, чем другие популярные техники, например, тот же «эриксоновский гипноз». Так как часто сотрудники правоохранительных органов могут не обращать внимание на такие тонкие психологические методы взаимодействия с допрашиваемым, но они являются очень важными и эффективными.
Список литературы:
- Андреас. С. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии / С. Андреас, К. Герлинг, Ч. Фолкнер и др. — М., 2000.
- Васильев В.Л. Юридическая психология : учебное пособие [Электронный ресурс]. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
- Драпак Е.В. Нейролингвистическое программирование: учеб. пособие / Е. В. Драпак; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2014. — 104 с.
- Рабочая лекция по дисциплине «Психология воздействия» Санкт-Петербург, 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://213.182.177.142/kafedr/31.Uridicheskoj_psixolog/psy_vozd/lekcii/1/t1.htm
- Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология [Электронный ресурс]. - стр. 473.
- Якушева Т.В. Применение методов нейролингвистического программирования в уголовном процессе/ [Электронный ресурс], - с. 221-224.