МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 40(216)
Рубрика журнала: 23. Юриспруденция
DOI статьи: 10.32743/26870142.2021.40.216.308672
Библиографическое описание
Коков А.М., Пивоваров А.А. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Интернаука: электрон. научн. журн. 2021. № 40(216). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/216 (дата обращения: 21.11.2024). DOI:10.32743/26870142.2021.40.216.308672

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Коков Алихан Мухарбиевич

студент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва

Пивоваров Артем Андреевич

студент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва

 

АННОТАЦИЯ

В России ситуация с различными видами правонарушений, относящихся к транснациональной организованной преступности, складывается не просто. Несмотря на постоянную борьбу с транснациональной преступностью, осуществляемую правоохранительными органами, появляются все новые виды транснациональной преступности, носящие высокотехнологичный характер, прежде всего, это киберпреступность. Осознавая эту опасность, руководство страны предпринимает шаги к адекватному реагированию на вызовы современной эпохи. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом,  расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В Российской Федерации нет отдельного стратегического документа, посвященного противодействию транснациональной криминальной деятельности, однако, определяя направления борьбы с преступностью, принимая законы, стратегические документы, посвященные государственной и общественной безопасности, а также ратифицируя международные соглашения, государство тем самым стремится направить усилия на перспективу, то есть обозначить стратегические аспекты борьбы не только с преступностью в целом, но и с ее отдельными проявлениями. Особо следует упомянуть Государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», которая обладает рядом структурно содержательных компонентов, присущих стратегическим документам (цели, задачи, субъекты, этапы, ожидаемые результаты и т.д.). Стратегические положения, касающиеся противодействия преступности всеми органами власти РФ и обществом в целом, позволяют говорить об общегосударственной стратегии противодействия преступности. Таким образом, выявление содержательных компонентов стратегии противодействия транснациональной криминальной деятельности в нормативно-правовых документах РФ возможно лишь в рамках анализа общегосударственной стратегии противодействия преступности в целом, так как противодействие этому виду криминальной деятельности – частная задача стратегии, а стратегическое планирование, как это отмечается в ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», необходимо, поскольку оно направлено на решение задач устойчивого социально-экономического развития России, ее субъектов и муниципальных образований, на обеспечение национальной безопасности РФ.

Использование преступниками современных технологий определяет новые требования к технической, тактической и методической вооруженности сотрудников правоохранительных органов. Однако сегодня в России ситуация такова, что более половины следователей — это молодые специалисты, не имеющие достаточного опыта практической работы. Зачастую они слабо владеют научными методами расследования уголовных дел, не всегда учитывают психологические, нравственные и другие факторы, влияющие на поведение участников процесса, на их отношение к расследуемому событию, что негативно сказывается на уровне борьбы с преступностью [13]. Расследование транснациональных преступлений обладает своей спецификой. В России нет отдельного стратегического документа, трактующего борьбу с транснациональными преступлениями, но это не значит, что не существует такой стратегии.

Важное стратегическое значение для формирования стратегии борьбы с транснациональными преступлениями имеют межведомственные и межправительственные международные соглашения, которые, в отличие от международных договоров, не подлежат ратификации. Основным документом, регулирующим взаимодействие МВД России с зарубежными правоохранительными органами, является постановление Правительства Российской Федерации «О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств». В этом документе определены направления сотрудничества в деле предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия конкретных преступлений, которые могут приобретать транснациональный характер: насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; экстремистской деятельности, в том числе террористических актов, а также финансирования терроризма; коррупции; преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных преступным путем; торговли людьми; незаконного оборота оружия; незаконного оборота наркотических средств и др. Российские нормативные правовые акты также предусматривают меры, составляющие основу стратегии расследования транснациональных преступлений. Так, гл. 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ закрепляет основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также международными организациями.

Уголовной политике любого государства присущи такие элементы, как принципы, объекты, субъекты, формы и содержание. Принципы формулируются в нормах права (уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного). Объектами являются отрасли законодательства и нормативные правовые акты, регулирующие борьбу с преступностью, структуру и формы организации органов уголовной юстиции, характер и содержание их деятельности по борьбе с преступностью. К субъектам уголовной политики относятся высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти. Формой уголовной политики являются законодательство, акты главы государства и постановления правительства. Содержание уголовной политики государства составляют пути борьбы с преступностью, определяемые ее субъектами. В сфере борьбы с транснациональной преступностью уголовная политика определяется исходя из совпадающих принципов, правовых норм, методов, учитываемых при формировании уголовной политики тех государств, которые участвуют в международном сотрудничестве. Д. И. Аминов и А. Ю. Солонин отождествляют уголовную политику со стратегической основой, способствующей определению социально-профилактических и уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью, которая обусловливает основные задачи, средства и методы борьбы с преступностью, с учетом принципов согласования содержательной стороны уголовной политики и соответствующей системы правовых норм с базовыми общественными ценностями [14]. Большое значение для формирования уголовной политики РФ имеют и некоторые концептуальные и стратегические политико-правовые документы, направленные на перспективу обеспечения общественной и национальной безопасности.

Типовая программа тактической операции, реализуемая в процессе расследования транснациональной преступной деятельности экстремистского характера, должна содержать следующие базовые элементы: наименование; место и время начала; модели действий (мероприятий), которые планируется произвести в ходе ее реализации; последовательность данных действий (мероприятий), временной интервал (планируемое время начала и завершения) и места проведения данных действий (мероприятий); ожидаемый субъектом расследования результат по каждому из запланированных действий (мероприятию); тактические приемы, обеспечивающие наиболее эффективные способы производства планируемых действий (мероприятий); перечень участников каждого из запланированных действий (мероприятий), их функции и обязанности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, несмотря на отсутствие национального стратегического политико-правового документа в Российской Федерации (по образцу, например, американской Стратегии борьбы с транснациональными преступлениями [15]), можно сказать, что и в нашей стране такая стратегия существует.

Также следует отметить, что для международной борьбы с преступностью необходимы различные формы сотрудничества, прежде всего в рамках двустороннего взаимодействия. Данное направление борьбы является одним из самых ранних, однако от этого оно не утратило своей актуальности, а напротив, возрастает по прошествии времени, так как именно в рамках двустороннего взаимодействия можно более точечно и комплексно бороться с преступностью. Государства могут более детально проработать вопросы противодействия экономическим преступлениям.  Транснациональная преступность представляет собой серьезную угрозу как для отдельных государств,  так и для мирового сообщества в целом.

Международная борьба с преступностью направлена не только на преступления, которые нарушают интересы одного или нескольких государств, но и на такие посягательства, которые наносят вред всему мировому экономическому сообществу. В условиях цифровой трансформации необходимо разрабатывать стратегии выявления транснациональной преступности с учетом новых условий.

 

Список литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ;
  3. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ;
  4. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ.
  5. Бояринова В.О. Субъекты международно-правового сотрудничества по противодействию транснациональной преступности: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 8.;
  6. Горяинов К.К., Исиченко А.П., Кондратюк Л.В. Транснациональная преступность: проблемы и пути их решения. – М.: ВНИИ МВД России, 1997. – 260 с.;
  7. Зорин Г.А. Стратегия борьбы с транснациональной преступностью / Г.А. Зорин, О.В. Танкевич. – Гродно: Изд-во «Негосударственного института современных знаний», 1997. – 97 с.
  8. Иванцов С.В. Использование международного опыта в системе контроля организованной преступности // Черные дыры в Российском законодательстве. 2010. № 6. С. 97—100.;
  9. Карпец, И.И. Преступления международного характера / И.И. Карпец. – М.: Юрид. лит., 1979. – 264 с.
  10. Лунеев В.В. Курс мировой и российской крими­нологии: учеб. в 2-х т. Т. 2. Особенная часть. – М.: Юрайт, 2011. – 872 с.;
  11. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. – М.: Юристъ, 1995. – 32 с.;
  12. Пихов А.Х. Практика противодействия транснациональной преступности: опыт международноготсотрудничества // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 4 (34). С. 33—36.
  13. Гриб В.В. Недостатки в работе правоохранительных органов как фактор самосудов в России // Российский следователь. 2013. N 13. С. 42 — 44.
  14. Аминов Д. И., Солонин А. Ю. Современные подходы к построению эффективного механизма уголовной политики Российского государства. М., 2010. С. 23.
  15. Strategy to Combat Transnational Organized Crime. July 19, 2011. Washington, 2011. 47 p.