ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 41(217)
Рубрика журнала: 15. Социология
DOI статьи: 10.32743/26870142.2021.41.217.306437
Библиографическое описание
Данильченко Е.А. ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Интернаука: электрон. научн. журн. 2021. № 41(217). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/217 (дата обращения: 05.11.2024). DOI:10.32743/26870142.2021.41.217.306437

ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Данильченко Екатерина Александровна

учитель, МОУ «Новопетровская СОШ»,

РФ, г. Истра

 

АННОТАЦИЯ

Настоящее исследование посвящено такому институту как родительство. Институт семьи и родительства менялся от эпохи к эпохе, под влиянием экономических условий и культурный норм и ценностей.

В работе предпринята попытка идентификации определения «семья» и рассмотрена института «родительства» в исторической ретроспективе.

ABSTRACT

The study is devoted to the institute of parenthood. The illustration of family and parenthood has been changing from an era to an era under the influence of economic conditions and cultural norm and values. The effort of identification of the term “family” has been taken in this work and the “parenthood” institute has been addressed from a historical perspective.

 

Ключевые слова: семья, родительство, институт семьи, институт родительства, институт брака, кризис семьи, кризис родительства.

Keywords: family, parenthood, family Institute, the parent Institute, the institution of marriage, family crisis, a crisis of parenting

 

Гипотетически развитие институтов брака и родительства в России, по крайней мере в столичных городах, сходно с их трансформацией в постиндустриальных странах [4].

При этом даже на Западе, где не происходило столь радикальной социаль­ной трансформации, как в России в XX в., развитие институтов брака и родительства нелинейно, а потому ранее выявленные закономерности могут не подтверждаться в XXI в. [3].

Таблица 1.

Идентификация определения «семья»

Содержание

Российские варианты

Предлагается автором

Семейная ячейка, основанная на первом браке обоих супругов с общим ребенком (детьми)

Традиционные, нуклеарные

Нормативные

Семейные ячейки, основанные на повторных браках. Ребенок одного из супругов может не проживать с ними, но юридические обязательства (алименты, общение) по отношению к нему сохраняются

Полные семьи

Сводные семьи

Новые семьи бывших супругов с детьми поддержива­ют тесные контакты

-

Бинуклеарные семьи

Семейные ячейки, в которых матери различного брач­ного статуса проживают с ребенком (детьми)

Неполные, монородительские, однородительские, семьи с одним родителем, одиноч­ки с детьми (Росстат)

Материнские семьи

Семейные ячейки, в которых разведенные матери про­живают с ребенком (детьми)

Неполные

Материнские семьи разведенных

Семейные ячейки, в которых внебрачные матери, ребе­нок которых не зарегистрирован отцом, проживают с ребенком (детьми)

Неполные

Материнские семьи "одиноких" матерей

Семейные ячейки, в которых внебрачные матери, ре­бенок которых зарегистрирован отцом, проживают без него

Неполные

Материнские семьи вне­брачных матерей

Семейные ячейки, в которых матери-вдовы проживают с ребенком (детьми)

Неполные

Материнские семьи вдовых

Семейные ячейки, в которых мать и отец проживают с их общим ребенком, отцовство юридически уста­новлено или не установлено

Гражданские, консенсуальные, незарегистрированные, не­официальные, фактические браки

Хрупкие семьи

Семейные ячейки, в которых матери сожительствуют с партнером, не являющимся отцом ребенка, не име­ют общих детей

Гражданские, консенсуальные, незарегистрированные, не­официальные, фактические семьи

Сожительства с партне­ром без общих детей

Семейные ячейки, в которых отцы различного брачно­го статуса проживают с биологическим ребенком (детьми)

Неполные, монородительские, однородительские, семьи с одним родителем, одиноч­ки с детьми (Росстат)

Отцовские семьи

Семейные ячейки, в которых разведенные отцы прожи­вают с биологическим ребенком (детьми)

Семейные ячейки, в которых отцы-вдовцы проживают с биологическим ребенком (детьми)

Семейные ячейки, в которых отцы проживают с биоло­гическим ребенком (детьми) и партнёром, не являю­щимся биологическим родителем ребенка

Неполные

Отцовские се­мьи разведенных

Семейные ячейки с усыновленными детьми

Неполные

Отцовские семьи вдовых

В семейных ячейках детей, лишенных родительско­го попечения, безвозмездно опекают родственники/ неродственники

Гражданские, консенсуальные, незарегистрированные, не­официальные, фактические браки и семьи

Сожительство партне­ров, не имеющих об­щих детей

В семейных ячейках детей, лишенных родительского по­печения, опекают за оплату по договору

Приемные (когда речь идет о зарубежном усыновле­нии), замещающие

Семьи усыновителей, в свою очередь, нор­мативные или сводные

В России в некоторых регионах обязанности по опеке над ребенком (детьми) разделяются с государствен­ными учреждениями

Опекунские, замещающие семьи

Опекунские семьи с без­возмездной опекой

Неопекунские семейные ячейки, в которых проживают внуки и их бабушки/дедушки

Состоящие в браке родители длительное время (более полугода) проживают в разных городах или регио­нах той же страны

Приемные, фостерные, фостеровские, замещающие

Приемные семьи

Состоящие в браке родители более полугода прожива­ют в разных странах как легально, так и нелегально в связи с работой, учебой, а ребенок (дети) остаются на родине

Фостерные,

патронатные

Патронатные семьи

В основе таких семейных ячеек браки между граждана­ми разных стран

 

Семьи с пропущенным поколением

 

Трансрегиональные

Межрегиональные

 

Транснациональные, транс­граничные браки/семьи (Минобр)

Межстрановые браки и семьи

 

Международные браки и семьи

Международные браки и семьи

Составлено автором самостоятельно

 

Кризис семьи исследователями объясня­ется исчезновением патриархальной модели родительства, что указывает на от­мирание семьи вообще, а не только «традиционной семьи» [2].

Таким образом, можно видеть дальнейшее расширение новых структурных форм семей, что требует более тщательного изучения, а также уточнения понятийного ап­парата для сопоставления научных результатов.

В наше время социокультурная детерминация репродуктивного поведения является повсеместной, несмотря на известные отличия по нациям, территориям и отдельным группам населения. Всеобщая закономерность деторождения трансформируется в частные закономерности. Процесс трансформации одной закономерности в другие проявляется в супружестве и родительстве посредством выяснения отношений, договоренностей, компромиссов, отстаивания своих установок или, наоборот, безучастного отношения к ним супругов и родителей. Нередко все это завершается конфликтами и разводом [1].

Динамизм современной жизни приводит к тому, что в изменившейся окружающей среде происходит трансформация традиционных закономерностей, а результатом служит увеличение разнообразия их форм и видов. Вероятно, общий вывод, касающийся всей социальной жизни, в том числе, и институтов семьи, супружества и родительства состоит в том, что законы жизни остаются законами, но и они изменяют свои формы, виды и значимости. Изменения, происходящие в соцсистемах, означают, что идет процесс изменения и системы, и закономерностей данной системы [6].

Все современные изменения, присущие социальным институтам семьи, супружеству и родительству, еще раз указывают на то, что для человечества по-прежнему важны социально значимые потребности, выполняемые данными институтами, наряду с тем, что в современной социокультуре существенно возросла значимость самоценности и синотождественности и человека, и семьи, и общества. Рождение ребенка в семье инициирует проявления целого набора закономерностей. Изменяются статусные характеристики семейного человека. Семья, обладая кумулятивным характером (система с памятью), полноценно накапливает и передает духовные и биологические качества следующим поколениям. Развитие общества идет по пути все большей автоматизации личности и сужения функций семьи [5].

Динамизм типов родительских взаимоотношений становится все более разнообразным. Познание проявлений социальных закономерностей супружества и родительства имеет основополагающее значение для эффективной социальной защиты семьи, материнства, детства; для российского общества поставленные в статье подходы к изучению методологических вопросов изучения закономерностей институтов супружества и родительства важны для достижения результатов в ходе реализации семейно-демографической политики.

Отдельной строкой необходимо подчеркнуть проблему отцовства в истории России. Роль отца как транслятора рели­гиозной нравственности и православных семейных ценностей меняется. По мере развития экономики, урбанизации хозяйственно­экономическая функция семьи перестает быть ведущей. Члены одной семьи перестают вести общее хозяйство, имеют работу в различных местах. Это дает им определенную степень свободы. В этот период формируется явление, определяемое как «свободное время». Вне работы свободные от ведения хозяйственной деятельности люди могут общаться без какой-либо специальной цели. Единственная цель - получение эмоционального удовольствия. Растет индивидуализация жизненных стилей и стратегий. В числе функций семьи выделяются эмоциональная, рекреативная. Члены семьи теперь связаны не только и не сколько совместной хозяйственной деятельностью, сколько общими привычками, взаимными симпатиями, эмоциями, ритуалами. Их отсутствие - признак болезни, разрушения семьи. Дети в такой системе занимают значительную, иногда центрообразующую позицию. Важно не только наличие детей, как будущих работников, а ин­дивидуальные психо-социальные характеристики конкретного ребенка.  Поэтому родители обязаны и хотят уделять внимание всем моментам и периодам воспитания. Потеря ребенка воспринимается как тяжелая эмоциональная травма [7].

Родительство в ХХ в. приобретает черты института. У ролей родителей есть очерченный круг обязанностей, например, обеспечение быта детей, воспитание и игра. За качеством исполнения ролей следят агенты социального контроля - близкие родственники, другие взрослые, в дальнейшем специализированные органы - органы опеки и попечительства, органы ювенальной юстиции. Формируется и комплекс поддерживающих родительство норм и ценностей - уважение к старшим, любовь к детям, внимательное отношение к их потребностям в соответствии с возрастом. Выделяются и ритуалы: ритуал празднования рождения ребенка, ритуал прохождения важных возрастных этапов жизни ребенка, игры с ребенком, совместный отдых и совместное празднование семенных дат. Значимость родительства отражена в культуре людей, в их пословицах, песнях, фильмах.

Семья в традицион­ном обществе играет важную социально-экономическую функцию, выступая фактором и ресурсом производства. Дети - человеческий ресурс, воспроизводимый семьей, определяют ее будущее, и в целом будущее сообщества. Чем больше детей сумеет воспроизвести семья, тем больший прибавочный продукт будет получен. Управление сложными структурами, такими как большая многопоколенная семья, ведущая совместное хозяйство требовало строгой соподчиненности всех ее членов единым требованиям. Центрообразующую функцию брали на себя родители, отец, глава семейства, прежде всего. Его власть была беспрекословной и подкреплялась ценностями традиционной культуры и религии. Поскольку члены домохозяйства работали в единой хозяйственной связке, дети не выделялись как субъект требующий особого внимания. Они выступали в качестве помощников, дополняющих семейную систему. Родительская обязанность заключалась в воспроизведении семьи, в распределении между членами семьи обязанностей и контролем за их исполнением. Можно сказать, что в этот период родительство характеризуется некой инфантильностью и не выделяется как особый институт, оставаясь функцией семьи [2].

По мере роста самосознания человека, возрастания роли личности меняется и роль родительства. В эпоху Просвещения роль родителей, статус «отца» и «матери» как субъектов, деятельность которых направленная именно на ребенка растет. Для просвещенной элиты, имеющей определенные жизненные ресурсы важно научить детей пользоваться ими рационально, сохраняя при этом статусные манеры поведения. Часть родительских функций в этот период передается помощникам - нянькам, домашним учителям, гувернерам. Их профессионализм позволяет добиться желаемого, не затрачивая на общение с детьми много собственных ресурсов. В высших кругах популярна услуга вскармливания новорожденных детей кормилицей. Матери добровольно и вполне осознанно отказывались от излишней эмоциональной близости с ребенком и это рассматривалась как норма, а не отклонение. От отца требовалось еще меньше. Его величавая фигура должна была внушать страх и уважение. Сентиментальные игры с ребенком и повседневное общение не входит в круг его социокультурных обязанностей.

В современном обществе формируется «мода на родительство» как в дискурсе СМИ, так и в общественном сознании. Это проявляется в эмоционально-положительной оценке детей разного возраста, подчеркиванию их черт. Популярные люди демонстрируют свой статус родителя, призывая и других «быть как они». Для детей создаются специальные центры, кафе, места отдыха и развития. Производители товаров и услуг также учитывают переживания родителей о здоровье детей, производят специализированнее детские товары. Наличие детей поощряется национальной концепцией демографического развития России [1].

Гендерные особенности родительских ролей в современном мире сохраняются, однако имеют менее контрастные черты. Материнство ассоциируется с традиционной ролью обеспечения быта ребенка, его воспитания с самого рождения. Образ отца меняет свое содержание. Теперь отец - не отстраненная фигура, а друг для ребенка. Он занимается им в свободное от работы время, посещает места отдыха, может подменить мать на некоторое время. Возросшая самостоятельность отцов приводит к появлению мужчин в роли отца - домохозяйна, полностью взявших на себя роль воспитателя, а также отцов-одиночек.

Со стороны общества выдвигается все больше требований к родителям. Они должны не просто обеспечить быт и вырастить ребенка, но и должны по­светить много сил и времени развитию его потенциала. Идеальные родители начинаю развивать ребенка еще в утробе. Они знают технологии развития, особенности онтогенеза, психологии детей и грамотно используют свои ресурсы и ресурсы других агентов для развития личности ребенка. Это несомненно повышает потенциал будущих членов общества. Понимание всей ответственности перед детьми, осознание того, что по­требуется множество ресурсов делает родительство значительным фактом биографии. Некоторые люди так боятся неудач, что откладывают рождение детей на поздний срок или отказываются от рождения вовсе. Процесс «отложенного родительства», а также движение «Чайлд-фри» («Свободных от детей») существенно сказываются на социально-демографической сфере общества, а самих людей лишают счастья быть родителями.

Таким образом, в отличие от института супружества, который распадается под давлением современных тенденций, институт родительства находится на пике своего развития. В социокультуре подчеркивается важность и нужность взаимной любви родителей и детей на протяжении всей жизни.

 

Список литературы:

  1. Гурко, Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. - М.: Институт социо­логии РАН, 2018. - 325 с.
  2. Ахмадиева, Р.И. Модернизация института семьи и родительства в России: реальность и перспектива / Р.И. Ахмадиева  // Семейное право. - 2018. - № 4. - С. 13-25.
  3. Данильченко, Е.А. Состояние института семьи в современной России / Е.Е. Данильченко // Материалы III-й Международной научно-практической конференции «Наука в современном обществе» 5 июня 2018 года, г. Челябинск/ - Западный: Научно-исследовательский центр «АнтроВита» [отв. ред.: И. Р. Камалиева], 2018. – с. 56-61.
  4. Лившиц, С.А. Семья, брак и родительство в изменяющемся российском обществе / С.А. Лившиц // Государство и право. - 2018. - № 5. - С. 23.
  5. Пельменова, С.П. Трансформация института родительства в культуре России / С.П. Пельменова  // Государство и право. - 2019. - № 9 - С. 29.
  6. Савинов, Л.И. Методологические вопросы изучения социальных закономерностей институтов супружества и родительства / Л.И. Савинов // Семейное право. - 2019. - № 4. - С. 23.
  7. Чурсина, В.Н. Современная модель российской семьи: особенности социально-психологической адаптации / В.Н. Чурсина // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 6 (177). - С. 300-306.