ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С АМЕНОРЕЕЙ

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 41(217)
Рубрика журнала: 13. Психология
DOI статьи: 10.32743/26870142.2021.41.217.309340
Библиографическое описание
Ахматханова Х.Х. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С АМЕНОРЕЕЙ // Интернаука: электрон. научн. журн. 2021. № 41(217). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/217 (дата обращения: 21.11.2024). DOI:10.32743/26870142.2021.41.217.309340

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С АМЕНОРЕЕЙ

Ахматханова Хава Хуважибаудыевна

медицинский психолог коррекционно-логопедической и психолого-педагогической службы, ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии ДЗМ»,

РФ, г. Москва

 

STUDY OF THE EMOTIONAL AND PERSONAL SPHERE OF ADOLESCENT GIRLS WITH AMENOREA

Khava Akhmatkhanova

Medical psychologist of correctional speech therapy and psychological and pedagogical service, The Scientific Research and Practical Center of Pediatric Psychoneurology of the Moscow Department of Healthcare,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Цель и актуальность. Сбои менструального ритма, вызванные эмоциональными факторами, значительно чаще встречаются у подростков и молодых женщин до 25 лет. Нами проведено исследование с целью оценить эмоционально-личностные особенности девушек-подростков с аменореей.

Методы исследования. Для проведения эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики: шкала оценки личностной и реактивной тревожности Спилберга-Ханина, опросник К. Леонгарда — С. Шмишека, методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн.

Результат. У подростков с аменореей часто встречается высокая личностная тревожность, гипертимная акцентуация. У подростков с синдромом МКРХ часто распространена высокая личностная тревожность, заниженная самооценка здоровья, внешности, уверенности в себе. Эти результаты требуют дальнейшего исследования для их подтверждения.

Выводы. Результаты нашего исследования могут быть использованы при разработке программы психокоррекционного вмешательства в рамках реабилитационных мероприятий, проводимых на базе детского медицинского учреждения.

ABSTRACT

Background and relevance. Disruptions in the menstrual rhythm caused by emotional factors are much more common in adolescents and young women under 25 years of age. We conducted a study to assess the emotional and personal characteristics of adolescent girls with amenorrhea.

Research methods. To conduct an empirical study, we chose the following methods: the Spielberg-Khanin scale for assessing personal and reactive anxiety, the K. Leonhard-S. Shmishek questionnaire, the Dembo-Rubinstein self-assessment method.

Result. Adolescents with amenorrhea often have high personal anxiety and hyperthymic accentuation. Adolescents with MCRH syndrome often have high personal anxiety, low self-esteem of health, appearance, and self-confidence. These results require further research to confirm them.

Conclusions. The results of our research can be used in the development of a program of psychocorrectional intervention as part of rehabilitation measures carried out on the basis of a children's medical institution.

 

Ключевые слова: эмоционально-личностная сфера, аменория, психическое здоровье девочек.

Keywords: emotional and personal sphere, amenoria, mental health of girls.

 

Проблема изучения психологических особенностей девушек с аменореей  очень актуальна для современной медицины и психологии [4]. Осознание девушкой своей патологии, нарушения в гормональном балансе ведут к депрессии, нарушениям гендерной идентичности, повышенной тревожности, трудностям в адаптации [5].

Особый интерес для психологического изучения представляют нарушения менструального цикла — аменореи, так как они могут иметь психогенную природу [1]. Сбои менструального ритма, вызванные эмоциональными факторами, значительно чаще встречаются у подростков и молодых женщин до 25 лет [9]. Нами проведено исследование с целью оценить эмоционально-личностные особенности девушек-подростков с аменореей.

Для проведения эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:   Шкала оценки личностной и реактивной тревожности Спилберга-Ханина, Опросник К. Леонгарда — С. Шмишека, Методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн.

На наш взгляд, результаты нашего исследования могут быть использованы при разработке программы психокоррекционного вмешательства в рамках реабилитационных мероприятий, проводимых на базе детского медицинского учреждения.

Расстройство ритма менструаций все чаще оказывается следствием влияния интенсивных или продолжительных стрессовых факторов, с другой стороны, нарушение регулярности или отсутствие менструаций в свою очередь оказываются причиной нарушения психологического благополучия подростков вплоть до формирования аффективных расстройств, особенно на фоне гормональной перестройки в период полового созревания [5]. Подростковый возраст сам по себе является кризисным периодом, в котором происходит перестройка основных систем организма при напряжении всех процессов адаптации. Наличие соматической патологии или заболеваний гинекологической сферы, при которых идет сбой гормонального гомеостаза, влияет на эмоциональный статус и когнитивные функции [10, 11].  Комплекс негативных эмоциональных состояний является предрасполагающим условием для развития психологического напряжения, может привести к тяжелым внутриличностным переживаниям, что в свою очередь может негативно отразиться на соматическом состоянии девочек, отяготить и обострить течение болезни.

Согласно мнению отечественных и зарубежных авторов, общей характеристикой для всех пациенток с cтресс-зависимыми нарушениями менструального цикла является наличие не только стрессового фактора, но и психических (личностных) расстройств [8], среди которых самыми распространенными являются тревожные (до 23%) и депрессивные (до 35%) нарушения.  Именно они представляют интерес нашего исследования.

К личностным особенностям  пациенток, приводящим же к психогенным нарушениям менструального цикла, относятся: чувствительность к мнению и оценке окружающих, эмоциональная неустойчивость, алекситимия [8].

Коррекция психических нарушений с помощью психотерапии у пациенток с функциональной аменореей оказывается эффективной до 87,5%,  не только  для улучшения психологического благополучия, но и для снижения гинекологических симптомов [6].

На наш взгляд, аменорея может иметь психосоматический характер, и достоверно известно, что она может быть вызвана снижением веса [3],  происходящим при расстройствах пищевого поведения, в качестве контрольной группы нами были выбраны подростки с синдромом Майера — Рокитанского — Кустера — Хаузера. 

В исследовании приняло участие 20 девушек с гинекологическими нарушениями  от 13 до 17 лет.   К сожалению, выборка являлась неоднородной по возрастным показателями: в группе подростков с аменореей 60% девушек  младшего подросткового возраста и 40% старшего подросткового возраста.  В группе с синдромом Майера — Рокитанского — Кюстера — Хаузера (МРКХ) - все старшего подросткового возраста.

По результатам методики Шмишека на акцентуацию в группе подростков с аменореей результаты шкалы соответствуют акцентуации в 10% случаев, а  тенденции к акцентуации в 25% случаев.  В группе подростков с синдромом Рокитанского  в 5% результаты шкалы соответствуют акцентуации,   тенденции к акцентуации в 25% случаев. Эти данные говорят о большей заостренности личностных черт у подростков с аменореей.

Наиболее заостренными акцентуациями по среднему значению в группе подростков с аменореей оказались гипертимная, экзальтированная и эмотивная акцентуации. В группе подростков с синдромом Рокитанского наиболее заостренные акцентуации — застревающая и циклотимная.

В группе испытуемых с аплазией-абазией тенденция к застревающей акцентуации отмечается у 60% испытуемых; гипертимная акцентуация отмечается у 20% испытуемых, тенденция к гипертимной акцентуации у 20%; тенденция к дистимной акцентуации отмечается у 20% испытуемых; тенденция к тревожной акцентуации отмечается у 40% испытуемых; циклотимная акцентуация отмечается  у 20% испытуемых, тенденция к циклотимной акцентуации у 40%;  тенденция к экзальтированной акцентуации у 20%;  тенденция к эмотивной акцентуации отмечается у 60% испытуемых; демонстративная акцентуация отмечается у 20% испытуемых, тенденция к демонстративной акцентуации отмечается у 20% испытуемых.

По результатам методики «Шкала оценки личностной и реактивной тревожности Спилбергера-Ханина»  не было выявлено  существенных различий между выраженностью тревожности у респонденток обеих групп: отмечалась умеренность в двух группах  у 60% обследуемых и высокий уровень ЛТ и СТ у 40% испытуемых.

По результатам методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн существенных различий  по шкалам «Ум, способности», «Авторитет у сверстников»,  «Умение делать своими руками» выявлено не было. В  группе испытуемых с синдромом Рокитанского отмечается занижение самоооценки по шкалам «Здоровье», «Характер», «Внешность», «Уверенность в себе» у 100% испытуемых.  Особенно выделяется среди остальных шкал шкала «Здоровье». Все испытуемые контрольной группы оценивают свое текущее здоровье ниже среднего уровня.  Учитывая различия в тяжести патологий, это предсказуемый результат исследования самооценки испытуемых.

Обсуждение и заключение.

Необходимо учитывать, что выборка была немногочисленной, поэтому полученные результаты требуют дополнительных исследований для их подтверждения и выяснения их устойчивости. Нами был проведен обзор литературы по теме психологических особенностей девушек подросткового возраста, девушек с гинекологической патологией. Было проведено исследование эмоционально-личностных особенностей подростков с аменореей и синдромом МРКХ.

Мы выяснили, что у подростков с аменореей часто встречается высокая личностная тревожность, гипертимная акцентуация. У подростков с синдромом МРКХ часто распространена высокая личностная тревожность, заниженная самооценка здоровья, внешности, уверенности в себе. Эти результаты требуют дальнейшего исследования для их подтверждения.

 

Список литературы:

  1. Богданова Е. А. «Гинекология детей и подростков» - Медицинсое информационное агентство, Москва, 2000, с. 63-69; с. 205-244.
  2. Божович Е. Д. «Психологические особенности развития личности подростка» / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". — М. : Знание, 1979, с. 33-38.
  3. Борисенко М. Ю., Уварова Е. В. «Современные представления об этиологиии патогенезе вторичной аменореи у девочек-подростков(аналитический обзор)» — Репродуктивное здоровье детей и подростков, Москва 2016 №4 стр. 27-47.
  4. Хащенко Е. П., Баранова А. В., Уварова Е. В. «Психоэмоциональная характеристика, гендерная идентичность и депрессивные расстройства у девочек подростков с нарушением ритма менструации» - Репродуктивное здоровье детей и подростков, Москва, 2014, №6 с. 74-79.
  5. Хащенко,Е. П. Уварова, Е. В., Баранова А. В., Высоких М. Ю., Сальникова И. А. «Выраженность депрессивных симптомов у подростков на фоне олиго- и аменореи с учетом эндокринных факторов» - Репродуктивное здоровье детей и подростков/ Том 14 №4, 2018 с. 87-96
  6. Berga SL, Loucks TL. Stress Induced Anovulation. Elsevier 2007; р. 615-31.
  7.  Berga S.L., Marcus M.D., Loucks T.L. et al. Recovery of ovarian activity in women with functional hypothalamic amenorrhea who were treated with cognitive behavior therapy // Fertil. Steril. 2003. Vol. 80.
  8. Bomba M, Gambera A, Bonini L et al. Endocrine profiles and neuropsychologic correlates of functional hypothalamic amenorrhea in adolescents. Fertil Steril 2007; 87 (4): 876-85.
  9. Palm-Fischbacher S, Ehlert J. Dispositional resilience as a moderator of the relationship between chronic stress and irregular menstrual cycle.J Psychosom Obstet Gynaecol 2014; 2 (35): 42-50.
  10. Sacher J., Okon-Singer H, Villringer A. Evidence from neuroimaging for the role of the menstrual cycle in the interplay of emotion and cognition // Front Hum. Neurosci. - 2013. - Vol. 24, N 7. -P. 374-381.
  11. Sakaki M, Mather M. How reward and emotional stimuli induce different reactions across the menstrual cycle // Soc. Personal. Psychol. Compass. - 2012. -Vol. 6, N 1. - P. 1-17.