ИНСТИТУТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 17(240)
Рубрика журнала: 23. Юриспруденция
DOI статьи: 10.32743/26870142.2022.17.240.338328
Библиографическое описание
Колошкина В.А. ИНСТИТУТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ // Интернаука: электрон. научн. журн. 2022. № 17(240). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/240 (дата обращения: 22.11.2024). DOI:10.32743/26870142.2022.17.240.338328

ИНСТИТУТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ

Колошкина Валерия Александровна

студент, Брянский государственный университет им. ак. И.Г.Петровского,

РФ, г. Брянск

 

INSTITUTE OF COMPULSORY SHARE IN DOMESTIC AND FOREIGN LAW

Valeriya Koloshkina

Student, Bryansk state university named after the academician I.G. Petrovsky,

Russia, Bryansk

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется двойственное положение обязательной доли в наследстве. Целью исследования является изучение данного положения в отечественном и зарубежном праве. Для этого рассматривается история возникновения вопроса, говорится о развитии и реализации обязательной доли. Особое внимание обращается на специфику этого понятия за рубежом. В заключении статьи делается вывод о том, что исследуемый институт занимает двойственное положение, возникает необходимость создания четкой разграниченности между основаниями наследования по вопросу обязательной доли.

ABSTRACT

The article examines the dual position of the mandatory share in the inheritance. The purpose of the study is to study this provision in domestic and foreign law. To do this, the history of the issue is considered, it is said about the development and implementation of the mandatory share. Special attention is paid to the specifics of this concept abroad. In conclusion, the article concludes that the institution under study occupies an ambivalent position, there is a need to create a clear distinction between the grounds of inheritance on the issue of mandatory share.

 

Ключевые слова: обязательная доля в наследстве, наследственное право, наследование по закону, наследование по завещанию

Keywords: mandatory share in inheritance, inheritance law, inheritance by law, inheritance by will.

 

Значение наследования как неотъемлемого элемента человеческой жизни возрастает с каждым днем и, несомненно, является актуальным. Проблематика правового регулирования в наследственном праве как никогда остра. В любом государстве и в любой правовой системе беспрерывно происходит процесс совершенствования данной отрасли.

В законодательстве Российской Федерации статьей 1111 ГК РФ «Основания наследования» устанавливаются три основания: наследование по завещанию, по наследственному договору и по закону [1].

Объектом исследования данной статьи выступает обязательная доля в наследстве. «Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании п. 1 и 2 ст. 1148 наст. Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону…». (ГК РФ статья 1149 часть 1).

Главной функцией упомянутой статьи является предоставление и защита прав наследников, претендующих на обязательную долю. Второстепенное же значение проявляется в ограничении свободы завещания.

История возникновения права на обязательную долю в наследстве имеет глубокие корни, уходящие в архаическое римское право – Законы XII таблиц [5, с.62]. Тогда ближайшие подвластные наследодателя, пусть, несмотря на содержание завещания, не являлись претендентами на имущество, все равно участвовали в распределении вместе с наследниками по закону. Обращаясь к более позднему и уже отечественному законодательству, по данному вопросу выдвигаем следующее положение: «Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). При определении размера обязательной доли учитывается и стоимость наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода» (ст. 535 ГК РСФСР 1964г.) [2]. Как мы можем наблюдать, данное право не является нововведением последних лет, а имеет глубокую историческую основу.

В настоящее время закон о праве на обязательную долю в наследстве представляет собой общий порядок его применения к субъекту наследственного права. Помимо этого, он включает положения о долевом распределении имущества и о выгодоприобретателе наследственного фонда.

Изучение позиций статьи в купе с правами, закрепленными в главе Гражданского Кодекса «Наследование по завещанию», а также судебной практикой, свидетельствует о наличии определенных трудностей правого регулирования.

Исходя из функции по защите наследников, имеющих притязания на обязательную долю, осуществляется столкновение с основанием наследования по завещанию, вследствие чего возникают противоречия.

Исходя из функции защиты обязательных наследников, происходят противоречия с основанием наследования по завещанию. Исследование опыта зарубежных стран помогает рассмотреть данную проблему с разных сторон.

Например, рассматривая Французское законодательство, мы сталкиваемся с целой системой правовых норм, регулирующих данный вопрос. Существует обязательственная и свободная доля имущества, которое попадает под безвозмездное распоряжение [4, с.200]. Лоббирование интересов наследодателя происходит через использование упомянутой свободной доли по средствам совершения безвозмездных сделок, при естественном наличии подходящих наследников. Лицо, обладающее правом на обязательную долю, имеет право еще до открытия наследства отказаться от своей части. Таким образом, гражданское законодательство Франции решает вопрос об обязательной части наследства путем первоначального выделения его из всего наследуемого имущества, а не из предмета завещания.

Швейцарский подход в решении данной проблемы также представляет интерес. Столкновение оснований наследования по завещанию и по закону происходит с использованием понятия «резерв». Его выделение является фактом составления для каждого из обязательных наследников определенной части от той доли наследственного имущества, которая полагалась бы соответствующему наследнику по закону при отсутствии завещания. Если же в предмете завещания затрагивается часть или полный объем имущества, выделенного под резерв, то соответствующие наследники имеют право на предъявление иска, вследствие чего будет уменьшена доля завещания. Интересной особенностью также выступает причисление братьев и сестер к правообладателю «резерва» [3, с.280].

Гражданское законодательство Германии в отрасли наследственного права по вопросу обязательной доли в наследстве имеет отличительные черты. Стоит сказать, что наибольшей силой обладает всё-таки основания наследования по завещанию. Данное утверждение подкрепляется тем фактом, что помимо общего фактора принадлежности к числу «достойных наследства», существуют самостоятельные основания для лишения наследника права на обязательную долю. Такое положение дает завещателю большую силу в вопросе распределения имущества после своей смерти.

Стоит отметить общую тенденцию, присущую для всех ранее упомянутых законодательств зарубежных стран, – отсутствие понятий «несовершеннолетний», «нетрудоспособный», «нахождение на иждивении наследодателя». Такие понятия являются ключевыми для российского законодательство, но напрочь отсутствуют в зарубежном. Компенсирование данной нормы происходит через установление акцента на принадлежность к числу достойных наследников. Важным фактором, влияющим на причастность к числу наследников, является соответствие определенным требованиям, применяемым ко всем субъектам без исключения.

Стоит также упомянуть институт обязательной доли по законодательству стран общего права. Главенствующую роль в процессе регулирования взаимоотношений оснований наследования по закону и по завещанию играет суд. Право на обязательную долю в наследстве выступает скорее в роли ограничения для наследников по завещанию, чем в качестве нормы по защите лиц, обладающих соответственным правом.

В Российском наследственном праве в настоящее время сложилась особенная обстановка. Перед ее рассмотрением необходимо сделать примечание относительно завещаний, составленных до 1 марта 2002 года, к которым должны применяться правила об обязательной доле, которые регламентируются ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР. В общем виде стоит сказать, что размер обязательной доли исходит из стоимости всей суммы наследственного имущества, в которую входит как завещанная, так и незавещанная части. Лицо, отказавшееся от права на обязательную долю в наследстве, не перестает быть наследником по закону.

Происходит пересечение наследования по закону и по завещанию, что вызывает появление спорных ситуаций. В теоретическом применении опыта зарубежных стран, наиболее подходящим представляется германское наследственное право. По своему положению относительно вопроса о праве на обязательную долю оно находится ближе всего к нашему законодательству, исходя из ранее перечисленных позиций. Однако практическое перенятие несет за собой очевидные трудности. Необходимо проработать отечественное законодательство в отношении взаимодействия оснований наследования по завещанию и по закону в вопросе об обязательной доле в наследстве.

Таким образом, можно заявить о двойственном положении исследуемого института. С одной стороны, данная норма направлена на защиту лиц, нуждающихся в первую очередь в материальном обеспечении со стороны усопшего. Однако, с другой стороны, происходит ущемление реализации прав по завещанию, что подрывает авторитет защиты семейных ценностей и волеизъявления наследодателя. У наследников же наоборот появляется выбор, по какому основанию притязать на долю наследства. По моему мнению, крайней необходимостью является создание четкой разграниченности между основаниями наследования по вопросу обязательной доли. Наличие наследственного договора в перспективе также усложняет ситуацию. Внедрение строгого разделения единовременно решило бы эту проблему. Совершенствование изученного вопроса привнесло бы огромный вклад в развитие российского наследственного права.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 01.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
  2. Гражданский кодекс РСФСР Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, № 24, ст. 406
  3. Набиев С.Р. Положения об обязательной доле в наследстве и особенности их применения при наследовании авторских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2007. – 280 с.
  4. Основы наследственного права России, Германии, Франции / Под общ. ред. Е.Ю. Петрова. – М.: Феникс, 2015. – с. 200.
  5. Хрестоматия по истории Древнего мира. Т. III. Рим. Под ред. акад. В. В. Струве, М., 1953, с. 21—33. Сверено и дополнено примечаниями по «Хрестоматии по истории Древнего Рима», под ред. д. и. н. С. Л. Утченко, М., 1962, с. 62—72.