ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ИЗНАСИЛОВАНИЯ, СОВЕРШЕННОГО С ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ
ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ИЗНАСИЛОВАНИЯ, СОВРЕШЕННОГО С ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ
Захарова Наталия Бэликтуевна
студент, Российский государственный университет правосудия,
РФ, г. Иркутск
Романова Нелли Львовна
канд. юрид. наук, доц., Российский государственный университет правосудия,
РФ, г. Иркутск
PROBLEMS OF QUALIFICATION OF RAPE COMMITTED WITH SPECIAL BRUTALITY
Natalia Zakharova
Student, Russian State University of Justice,
Russia, Irkutsk
Nellie Romanova
candidate of juridical sciences, associate Professor, Russian State University of Justice,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
При квалификации изнасилования, совершенного с особой жестокостью у правоохранительных органов, возникает множество вопросов. Так, целью написания данной работы являлось изучение все проблем, которые могут возникнуть на данном этапе у компетентных органов. Также помимо изучения данного состава преступления и данных проблем, был предложен вариант решения этих проблем. Во время написания работы были использованы такие методы исследования как логический, сравнительный, изучения и анализ судебной практики. Также при написании работы была изучена и приведена в пример судебная практика по данному квалифицирующему признаку.
ABSTRACT
When qualifying a rape committed with particular cruelty by law enforcement agencies, many questions arise. So, the purpose of writing this work was to study all the problems that may arise at this stage with the competent authorities. Also, in addition to studying this corpus delicti and these problems, a solution to these problems was proposed. During the writing of the work, such research methods as logical, comparative, study and analysis of judicial practice were used. Also, when writing the work, judicial practice on this qualifying feature was studied and given as an example.
Ключевые слова: изнасилование; особая жестокость; изнасилование, совершенное с особой жесткостью; судебная практика; уголовное дело.
Keywords: rape; special cruelty; rape committed with particular cruelty; arbitrage practice; criminal case.
«Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» именно так закреплено наше право в основном законе нашего государства. Помимо этого, также закреплены такие важные права для каждого человека как право на половую свободу и половую неприкосновенность.
Под половой свободой понимается свобода как вступать в половые отношения с другими лицами, так и иным образом удовлетворять свое половое влечение, не допуская при этом никакого принуждения или иного игнорирования волеизъявления лица в данном вопросе [1].
Изнасилование, совершенное с особой жестокостью, является квалифицированным признаком изнасилования, предусмотренным п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности" [2] указаны признаки особой жестокости. Главным признаком особой жестокости является причинение жертве особых страданий в процессе совершения изнасилования либо совершения изнасилования или иных действий сексуального характера в присутствии близких ей людей, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные страдания самого потерпевшего лица или других лиц.
При квалификации изнасилования совершенного с особой жестокостью возникает множество проблем и вопросов, ведь сам термин «особой жестокости» является оценочным. Законодатель раскрывает данное понятие через ряд признаков, указанных в законе, например, пытки, истязания и глумление над потерпевшей.
На практике встречаются случаи, когда причинение вреда здоровью особо жестоким способом произошло после совершения изнасилования, в таком случае присутствует реальная совокупность преступлений.
Так, «Утюгов находясь в состоянии алкогольного опьянения, осознавая общественно-опасный характер своих действий насильно расстегнул халат и схватил своей левой рукой левую грудь Потаповой, причинив ей физическую боль. Далее, Утюгов реализуя свой умысел на изнасилование, желая удовлетворить свою половую страсть причинил тем самым гематомы обоих молочных желез, гематомы и ссадины в области входа во влагалище, кровоподтеки на правом бедре, которые расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека. Однако, Утюгов не смог совершить насильственный половой акт с последней по независящим от него обстоятельствам, в виду отсутствия у него эрекции.
Он же, после покушения на изнасилование Потапавой, имея внезапно возникший преступный умысел на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Потаповой, выразившейся в неизгладимом обезображивании лица, с особой жестокостью, издевательством и мучениями для последней, умышленно нанес ей не менее 4 ударов руками в область лица. В процессе нанесения Потаповой вышеописанных ударов руками, Утюгов реализуя свой умысел на причинение тяжкого вреда здоровью Потаповой, совершил не менее 10 укусов в область кончика носа, левой и правой ушных раковин, обеих молочных желез, верхней и нижней губ, левого предплечья, грудной клетки Потаповой» [3].
Примечательно, что особая жестокость как способ совершения изнасилования преследует особую цель, она главным образом направлена на устрашение жертвы, подавления и в будущем предотвращения ее сопротивления для доведения преступного умысла до конца. Непосредственно в данном составе преступления особая жестокость признается вспомогательным фактором или же дополнительным способом совершения изнасилования в отличии от убийства, совершенного с особой жестокостью, где особая жестокость как способ его совершения является основным средством доведения преступного умысла до конца.
Другим проявлением особой жестокости является совершение изнасилования в присутствии близких потерпевшей лиц. Особые страдания могут быть причинены как потерпевшей, так и ее близким людям. Так как факт совершения преступления против половой свободы и половой неприкосновенности уже признается бесчеловечным поступком, так его совершение в присутствии близких лиц во много раз увеличивают страдания обоих сторон.
Законодателем используются помимо термина «особая жестокость» другие смежные понятия, такие как «издевательство», «особые страдания и мучения» при этом не раскрывая их, на практике возникает множество проблем. Мы можем наблюдать, что данные термины указываются в законе перечислением, разделенные союзом или знаком препинания. Это означает, что хоть законодатель их не раскрывает, но он понимает их содержание по-разному, тем самым их отделяя.
На наш взгляд, для решения всех существующих проблем на практике при квалификации данного состава преступления, необходимо дать законодательно-закреплённое полное и всеобъемлющее определение термину «особой жестокости». Так как данный квалифицирующий признак носит оценочную природу, правоохранительные и правоприменительные органы, уполномоченные на то компетентные органы в связи со своими внутренними убеждениями и правосознанием по-разному понимают данный термин. Ведь что для одного явное проявление особой жестокости, то для другого простое изнасилование. Это и является главное проблемой данного квалифицирующего признака носящего оценочную природу.
В связи с чем отсутствует единообразная практика ее применение и требует постоянного пояснения.
Список литературы:
- Герасимова Е.В. Проблемы уголовно-правовой охраны половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. № 3. С. 45
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16 "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности" // "Российская газета", N 284, 12.12.2014.
- Обвинительный приговор Левобережного районного суда г. Липецка № 1-123/2011 от 22 июня 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: //sudact.ru/regular/doc/u6uhEJ9qPjrO/ (дата обращения: 02.04.2022 г.)