ТАТУИРОВКА КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 28(251)
Рубрика журнала: 4. Искусствоведение
DOI статьи: 10.32743/26870142.2022.28.251.344257
Библиографическое описание
Шуляр Э.Ю. ТАТУИРОВКА КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА // Интернаука: электрон. научн. журн. 2022. № 28(251). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/251 (дата обращения: 22.12.2024). DOI:10.32743/26870142.2022.28.251.344257

ТАТУИРОВКА КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Шуляр Эллина Юрьевна

специалитет «Дизайн», тату-мастер, First class tattoo shop,

США, г. Нью-Йорк

 

TATTOO AS A FORM OF MODERN ART

Ellina Shulyar

Specialty "Design", tattoo master, First class tattoo shop,

USA, New York

 

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является исследование татуировки как вида современного искусства. При написании использованы методы анализа, синтеза, наблюдения и систематизации опыта автора в сфере нанесения тату. В результате исследования темы сделан вывод, что татуировка долгое время была предназначена для дифференциации социальных рангов, а впоследствии стала символом восстания целого поколения. Сегодня это скорее произведение искусства, которое используется для того, чтобы отличаться от других. В рамках статьи автор доказывает тезис о том, что в настоящее время о татуировке можно говорить как об искусстве. Несмотря на то, что тату большинства людей представляют собой традиционные мотивы, образы и цитаты, в авангардных кругах находятся современные художники-татуировщики, которые воплощают в рисунке на человеческом теле целые художественные концепции, используя при этом новые технологии, средства и возможности.

ABSTRACT

The purpose of the article is to study tattoos as a form of modern art. The author used methods of analysis, synthesis, observation and systematization of the author's experience. As a result, the author concluded that the tattoo was intended for a long time to differentiate social ranks, and subsequently became a symbol of the uprising of an entire generation. Today, a tattoo has become a work of art that is used to be different from others. The author proves the thesis that currently tattooing is an art. Despite the fact that most people's tattoos represent traditional motifs, images and quotes, there are modern tattoo artists in avant-garde circles who embody whole artistic concepts in drawing on the human body, using new technologies, tools and opportunities.

 

Ключевые слова: татуировка, современное искусство, рисунки на теле, выставки, популярная культура.

Keywords: tattoo, modern art, body drawings, exhibitions, popular culture.

 

В период экспоненциального расширения периферийных художественных практик происходит постоянная переоценка того, что относится или не относится к области искусства. Так, например, постоянным вопросом является отнесение комиксов, иллюстраций или графики к направлениям искусства. Аналогичный вопрос возникает для практики татуировки, столь же явно «пограничной», в условиях признания культурными учреждениями отдельных государств (например, музеем на набережной Бранли во Франции) татуировки как современного художественного продолжения искусства, посредством которого в результате исторической эволюции художники занимаются популяризацией культуры. Последняя экспозиция выставки на набережной Бранли прекрасно показывает это: в конце хронологического и географического пути выставка заканчивается тематикой современной татуировки, абстрактная иконография которой очень близка к современному искусству с большой буквы.

Практика нанесения татуировки, которая восходит к незапамятным временам, на протяжении веков считалась недостойной и была связана с негативным отношением в обществе на протяжении всей своей историей. Преимущественно, это было обусловлено религиозным фактором, поскольку церковь, обладавшая большой ролью и предопределявшая общественное мнение, не поощряла нанесение рисунков на человеческое тело. Потом татуировки долго ассоциировались с определенными социальными группами, очень часто маргинальными (в том числе преступными).  С одной стороны, татуировка долгое время была прерогативой тюремной среды, следовательно, ее обладатели становились изгоями общества: еще древние римляне делали татуировки на рабах и преступниках, тату использовали в российских и американских тюрьмах как средство общения, знак идентичности или характеристики статуса. Статусную принадлежность татуировка отражала и во многих азиатских странах, а также на островах Тихого океана: в Японии, Полинезии или Новой Зеландии татуировка была признаком статуса и клановой принадлежности. В любом случае татуировка на протяжении большей части своей истории основывалась на сложной системе символов, целью которой было формирование идентичного послания со стороны того, кто ее носил. В 1986 году, когда Этьен Дахо открыто продемонстрировал татуировку на плече, нанесенную на его кожу синими чернилами, тату все еще оставалось немного табуированным, во всяком случае, в определенных кругах, где требовались дерзость и свободолюбие. Тату стало модным в середине 2000-х годов. Его масштабы по-прежнему трудно точно оценить, но в 2010 году каждый человек на планете был татуирован, а если рассматривать людей в возрасте 25-34 года, то можно говорить о каждом пятом обладателе татуировок. При этом ожидается, что в скором времени будет очень трудно найти молодых людей без татуировок [1, с. 83].

Сегодня татуировка является неотъемлемой частью современной популярной культуры и больше не является исключительной чертой преимущественно мужского андеграунда. С ее принятием в обществе притупилась и подрывная и провокационная сила, которой ранее обладало тату. В настоящее время реакция удивления и шока в обществе в отношении татуировок уступила место критической оценке достигнутого образа, а функция изображения-послания все больше уступает место воле чистого эстетизма, что позволяет говорить об уверенном вхождении татуировки в мир современного искусства.

Ряд исследователей [2, 3] позволяют говорить о том, что отдельные элементы татуировки помогают размыть границы между этим ремесленным ноу-хау и искусством с большой буквы.

Во-первых, нельзя игнорировать факт, что сегодня современное искусство практикуется на всех носителях, а XX век превратил тело в полноценную художественную опору: в частности, экшн-живопись проложила путь, используя отпечатки тела в творческом процессе (в качестве примера можно привести Ива Кляйна). Затем активно начал развиваться именно боди-арт – движение, родившееся в США в 70-х годах. Художники боди-арта, такие как, например, Орлан, используют тело в качестве самой опоры для произведения искусства в художественных выступлениях, чтобы выйти за традиционные и устоявшиеся пределы его восприятия [4, с. 360].

Более того, трудно сохранить различие между благородным искусством, выставляемым в художественной галерее, и низким искусством, достойным только демонстрации на непризнанных площадках, когда известные современные художники сами участвуют в этом размытии искусства. В этой связи можно упомянуть бельгийского художника Вима Дельвуа и его многочисленные работы с участием Тима Штайнера, швейцарца с татуировкой на спине, изображающей мексиканский череп и Мадонну, склонившуюся над грядкой из роз и японских рыб. Этот человек был «куплен» в 2008 году немецким коллекционером Риком Рейнкингом за 150 000 евро. Согласно контракту, заключенному между ними, Тим должен предоставлять свою татуировку и, следовательно, свою персону коллекционеру три раза в год, и после его смерти коллекционер станет владельцем работы, то есть будет иметь право снять кожу с ее нынешнего владельца – Типа Штайнера. В другом ключе можно также упомянуть выступление испанской художницы Сантьяго Сьерра, татуировавшей послание на спинах четырех проституток, которым за это платили дозами наркотиков; или американскую художницу Шелли Джексон и ее проект под названием «Кожа», для которого она наняла добровольцев со всего мира, которые согласились сделать себе татуировку в виде слова, которое они узнают, только собравшись вместе. В тату-индустрию в рамках современного искусства были вовлечены и животные: так, например, в 2018 году в Шанхае на выставке современного искусства были представлены свиньи с татуировками с монограммами Louis Vuitton. Это работа, созданная 43-летним бельгийским художником-концептуалистом Вимом Дельвуа в рамках проекта «Ферма искусства». Дельвуа вытатуировал узоры на животных, когда они были поросятами, и следил за «полотнами» по мере их роста. Однако владельцы галереи в Шанхае потребовали убрать этот экспонат, разрешив демонстрировать татуированные шкуры [5, с. 521].

С другой стороны, образы татуировок развивались в соответствии с основными тенденциями современного искусства: изначально символическая по своей сути и в основном представляющая собой конкретный образ, татуировка сегодня превратилась в область абстракции, экспрессионизма или графического дизайна и оторвалась от своего первоначального призвания. Татуировка теперь опирается, прежде всего, на ее эстетическую ценность. Кроме того, стоит только взглянуть на недавние графические инновации в этой области, чтобы понять, что изображения, созданные на коже некоторыми тату-художниками, могут так же хорошо смотреться и на холсте. Исключением в восприятии данной концепции может стать лишь то, что здесь тело мыслится как живая материя произведения.

Кроме того, одним из недавних технических исследований этого жанра является так называемая «акварельная» татуировка, для которой характерно использование очень ярких цветов с плавными и случайными эффектами градиентов, позволяющими предположить, что художник взял свою кисть и нарисовал образ, руководствуясь своим вдохновением.

Сегодня во всем мире насчитываются тысячи тату-мастеров. Татуировка даже вышла на рынок искусства. Нью-йоркский аукционный дом Guernsey's, специализирующийся на «нестандартных» продажах, даже предложил около 1500 репродукций (картин, рисунков) татуировок, сделанных специалистами из всех стран, что позволяет с уверенностью говорить о том, что татуировка перестала быть признаком инакомыслия и подрывной деятельности, мы видим форму социальной интеграции [6, с. 45].

Если для социологов стремление индивидуализировать свое тело стало ключом к росту популярности татуировки, то тату-мастера считают иначе: татуировка стала способом ухода за кожей, поэтому теперь она ассоциируется с положительной ценностью. В традиционных обществах татуировка относилась к коллективным мифологиям, и все сообщество носило практически одни и те же метки на теле. Современный человек делает себе татуировки, разрабатывая свою личную мифологию, рассказывая свою собственную историю. Среди молодежи, в существующем ныне имиджевом обществе, проблема заключается в том, чтобы найти свой бренд, чтобы выделиться среди других: татуировка становится своего рода личным логотипом. При помощи татуировки люди ищут дополнительную привлекательность в глазах других. Татуировка также означает смену своего образа («скина», как говорят в молодежной среде, используя термин из компьютерного арго), возможность обновиться и переродиться в другого персонажа. В частности, в подростковом возрасте татуировка посылает родителям сообщение о том, что ребенок отличается от родителей, в молодости – несет значение радикального утверждения своей личности.

Татуировку называют также парадоксальной модой [7, с. 23], что обусловлено мимолетностью как отличительной сущности моды и долговечностью рисунка на коже, который нельзя стереть. Из-за этого наличие рисунка на одной части тела требует много размышлений. Помимо выбора, основанного на его значении и красоте, необходимо также рассмотреть понятие стиля татуировки, который также отражает индивидуальные характеристики ее обладателя и соответствует личности и мышлению. Каждый вид рисунка на коже будет сродни жанру искусства, изображение и техника выполнения которого может отличаться. Стили татуировки могут отличаться по различным показателям: исторической, этнической, религиозной принадлежности, технике нанесения, ключевых мотивах, орнаменте и пр. Татуировка определенного стиля представляет собой произведение, соответствующее графическим, символическим и техническим характеристикам группы людей.

Кроме того, стили татуировки отличаются по периоду исторического формирования и распространения. Так, например, татуировка «старой школы» была распространена в США в пятидесятые годы двадцатого столетия. Существовали целые страницы готовых к татуировке рисунков, которые клиенты выбирали прямо на месте без предварительной предварительной записи. Выбор клиентом конкретного рисунка осуществлялся моментально и исключительно из имеющегося перечня. Это значительно ограничивало как вдохновение и возможности самого тату-мастера, так и желания клиента. Одними из самых распространенных изображений были морские символы, кинжалы, а также так называемая татуировка Калаверы с изображением черепа, являющимся неоднозначным символом, который связан со значением смерти и краткости существования и в то же время может означать веру в жизнь после смерти. Широко распространенная в латинской культуре, татуировка Калаверы берет свое начало в христианской культуре, в которой журавль является символом вечности и призывом идти в правильном направлении, то есть праздновать жизнь так же, как и смерть. В Мексике символ цветных черепов олицетворяет собой праздник мертвых, во время которого местные жители отправляются на кладбище, чтобы пообедать на могилах своих умерших и помянуть их добрым словом. Татуировщики новой школы представляют собой неотрадиционную тенденцию и отличаются активным использованием урбанистической графики. Как правило, рисунки созданные тату-мастерами этого направления содержат графическую татуировку или надпись. Оба этих элементы возникли в рамках существования уличной культуры. Они берут свое начало в культуре хип-хопа с конца 80-х годов двадцатого столетия и активно продолжают развиваться вплоть до наших дней. Этот стиль татуировки очень похож на граффити с очень красочными изображениями, близкими к анимационным [8, с. 42].

Каждый стиль татуировки можно интерпретировать по-разному в зависимости от культуры или мышления. Для некоторых рисунок будет скорее абстрактным, в то время как другие предпочтут реалистичный стиль татуировки, и это больше похоже на живопись, так как некоторые художники будут создавать концептуальные работы. Частью этого движения является биомеханическая татуировка, когда мастер создает иллюзию того, что тело человека состоит из механических или даже роботизированных частей. Таким образом, на нем можно увидеть печатные платы, поршни или шестерни. Этот постмодернистский жанр контрастирует с реалистичными моделями, которые в совершенстве воспроизводят существующие предметы или объекты. Чаще всего речь идет об известных личностях или окружающих. Данный стиль требует определенной строгости и очень точной техники, как и подобает традиционной живописи.

Современной тенденцией является активное использование белых чернил, при помощи которых тату-мастер создает контрасты, освещая определенные области. Теперь с помощью этого цвета делаются целые рисунки. После появления шрамов в первые несколько недель появляется рельефный отпечаток, который идеально соответствует цвету кожи. Другим новшеством является все более распространяющаяся 3D-татуировка: реализм трехмерных объектов, изображенных на коже, также становится все более поразительным. В этом стиле татуировки главное суметь придать рисунку рельеф и объем, чтобы создать впечатление реального и живого.

Таким образом, татуировка является видом современного искусства, который уже официально признан рядом культурных и музейных учреждений, доказательством чего является проведение выставок и организация соответствующих экспозиций. Тату представляет собой своего рода живопись, холстом для которой является человеческое тело. Татуировка получает все большее распространение среди молодежи, становясь полноправным элементом массовой культуры, который в то же время призван подчеркнуть индивидуальность и личностные характеристики. Вследствие этого индустрия искусства тату все время совершенствуется и трансформируется, порождая все новые стили и вовлекая в свое производство технологические инновации.

 

Список литературы:

  1. Понкратова И. Ю., Лебедева Л. С. Традиции татуирования у народов Северной Пацифики в этнографических описаниях XIX – начала XX вв. // Россия в глобальном мире. – 2022. –  №22 (45). – С. 82-90.
  2. Гончарова В. Н., Потапова Н. П. Татуировки как вид современного искусства // Юный ученый. – 2019. – №7 (27). – С. 62-63.
  3. Иванова Л. А. Современные стили перманентного нательного рисунка как теоретическая основа подготовки мастеров художественной татуировки в ДПО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2021. – №1 (76). – С. 50-54.
  4. Ракишева А. Ю. Символика современной татуировки и отношение к ней в обществе // Инновации и научно-техническое творчество молодежи. – Новосибирск, 2020. – С. 358-361.
  5. Ишо Е. Р. Бренды высокой моды в творчестве современных художников // Месмахеровские чтения - 2018. – 2018. – С. 520-523.
  6. Наумкина В. В., Латышева Е. О. Значение татуировки в современном мире искусства // Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG-2021). – Прага, 2021. –С. 45-47.
  7. Борзило О. С. Человек как произведение искусства // Реальность. Человек. Культура: трансформация человека. – 2016. – С. 23-26.
  8. Лукьянчиков В. И. Искусство в контексте концепции «общества потребления» Ж. Бодрийяра // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. – Липецк, 2022. – С. 41-46.