«ВОЙНА С САЛАМАНДРАМИ» К. ЧАПЕКА ГЛАЗАМИ БИОГЕОГРАФА: ОТ СИМБИОЗА К АНТИБИОЗУ
«ВОЙНА С САЛАМАНДРАМИ» К. ЧАПЕКА ГЛАЗАМИ БИОГЕОГРАФА: ОТ СИМБИОЗА К АНТИБИОЗУ
Сысолин Михаил Иванович
студент, Московский Государственный Университет,
Географический факультет,
РФ, г. Москва
"WAR WITH THE NEWTS" by K. ĈAPEK IN THE EYES OF A BIOGEOGRAPHER: FROM SYMBIOSIS TO ANTIBIOSIS
Michael Sysolin
Moscow State University, Faculty of Geography,
Russia, Moscow,
АННОТАЦИЯ
Сделана попытка биогеографической реконструкции эволюции в пространстве и времени вымышленной Карелом Чапеком цивилизации разумных земноводных (саламандр), а также взаимоотношения этой цивилизации с человечеством.
ABSTRACT
An attempt has been made to the biogeographical reconstruction of the evolution in space and time of the civilization of intelligent amphibians (newts) invented by Karel Ĉapek, as well as the relationship of this civilization with humanity.
Ключевые слова: Чапек, саламандры, биогеография, эволюция, реконструкция.
Keywords: Ĉhapek, newts, biogeography, evolution, reconstruction.
Введение
В мировой литературе можно встретить образцы художественной, а если точнее – научно-фантастической, как правило, литературы затрагивающие важные научные проблемы. Прежде всего приходят на ум три великие английские писатели - Джонатан Свифт (XVIII век), Льюис Кэрролл (XIX век), Джордж Оруэлл (XX век), а также поляк – Станислав Лем (XX век).
Джонатан Свифт в своем сатирическом «Путешествии Гулливера» рассуждал и о возможности межвидового (люди – лошади) общения, и о доходящем до абсурда несовершенстве научных методов познания, и о разумности человечества как такового (1, 11). Профессор математики Оксфордского университета Льюис Кэрролл в сказке «Приключения Алисы в Стране чудес» задействовал многочисленные математические, лингвистические, биологические, геологические и философские шутки, аллюзии, головоломки, парадоксы и проблемы (2, 10, 12). В романе-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» автор ввел понятие «новояза» - вымышленного языка партийно-авторитарного государства; в лингвистике и социальной философии этот термин широко используется для описания метода целенаправленного психологического воздействия на сознание человека (4, 7, 9). Станислав Лем в научно-фантастическом романе «Солярис» подробно анализирует философию таких базовых понятий как возможность контакта разных цивилизаций, методологию и границы научного познания, взаимоотношение человека с Богом (3, 5, 6).
А Карел Чапек (придумавший, между прочим, термин «робот») в романе, тоже, по сути, антиутопии, «Война с саламандрами» (8) представил эпическое полотно – историю контакта человечества с вымышленными разумными хвостатыми земноводными, саламандрами. Правда, сам Чапек не считал свой роман утопией: «Это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, но зеркальное отражение того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем».
Роман поражает не только глубиной философского анализа современного автору общества, своей композицией, смешением жанров, но также и осведомленностью автора в самых разных сферах: от истории до зоологии, от палеонтологии до географии и от газетного дела до бизнеса. И, в частности, роман можно рассматривать и как весьма квалифицированное изложение эволюции придуманной автором цивилизации саламандр в пространстве и во времени. Ниже сделана попытка биогеографической реконструкции этой, созданной фантазией гениального чеха, истории.
Начало – эндемик неясного происхождения
История саламандр в романе начинается с обнаружения их на крошечном островке Танамасе Зондского архипелага. Популяция саламандр - типичный эндемик, приуроченный к весьма ограниченному географическому ареалу (данному острову). Особенностью среды обитания саламандр здесь следует считать теплое море и мелководье в бухтах острова. Кормовая база – ракушки и прочая мелкая морская живность, естественные враги – акулы. Основные факторы, определяющие изоляцию вида, т.е. препятствующие распространению его в пространстве – невозможность саламандр достаточно далеко плавать и слабая устойчивость к гидростатическому давлению, не позволяющая перемещаться по дну на большой глубине.
Появление данной популяции саламандр на Танамасе объясняется в романе весьма правдоподобной гипотезой. Саламандры представляют собой реликтовый вид, сохранившийся, видимо, с миоцена – судя по палеонтологическим данным (обнаружении скелета гигантской саламандры, поначалу ошибочно атрибутированного как человеческий). Предположительно, этот вид был практически повсеместно истреблен хищниками, за исключением небольшого соленого озерка на безымянном острове (атолле) в «Австралийском море». В XIX веке эти реликтовые саламандры были обнаружены экипажем проходившего мимо корабля и все перебиты за исключением одной пары, взятой на борт для доставки в зоопарк. Но по дороге эта пара саламандр ночью ухитрилась сбежать и добраться до упомянутого выше острова Танамасу в Зондском архипелаге (рисунок).
Рисунок 1. Предполагаемая локация: 1- «реликтовой» популяции саламандр; 2- о-ва Танамаса – эпицентра «вторичного ареала» расселения саламандр
На Танамасе саламандры оказались в гораздо более благоприятной среде, с обильной кормовой базой, нежели в «исходном» соленом озере. И принялись активно размножаться – фактически, можно говорить о первом «популяционном взрыве» саламандр в исторический период. К моменту обнаружения европейцами саламандр на Танамасе там существовала уже достаточно большая их колония. Как установили «первооткрыватели», саламандры на Танамасе являлись довольно разумными, способными к обучению и к овладению речью, земноводными.
Антропогенное вмешательство в жизнь саламандр и его первые эффекты
Первые контакты человека и саламандр были связаны с добычей жемчуга. Саламандр подкармливали, снабжали простейшими инструментами для постройки необходимых им подводных дамб и холодным оружием для защиты от акул. Но главное – перевозили саламандр к новым островам, где они для людей вели добычу жемчуга, а для себя получали новые территории для расселения.
И в результате этого расселения формировался обширный «вторичный ареал» распространения саламандр, что следует рассматривать как второй, гораздо более мощный, нежели первый, «популяционный взрыв», который ознаменовал переход взаимоотношений людей и саламандр к новому этапу – этапу относительного симбиоза.
Этап (относительного) симбиоза («Век саламандр», по автору)
Второй популяционный взрыв и возникновение обширного вторичного ареала расселения саламандр сам автор описывает в следующих выражениях: «Отныне саламандра с неукротимой стихийной силой движется по пути развития, она цепляется за жизнь как сумасшедшая; она размножается в страшном количестве, потому что в новой среде ее яйцам и головастикам не угрожают больше специфические враги». Подобная ситуация ставит перед человечеством законный вопрос – что же делать с этим гигантским количеством саламандр? И ответом на этот вопрос явилась организация мощного международного Треста, монополизировавшего разведение, обучение и продажу саламандр как рабочей силы для воплощения в жизнь разнообразных грандиозных гидротехнических проектов: строительства причалов, каналов, плотин и искусственных островов. И возникновение этого Треста можно считать началом нового этапа, этапа мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества, т.е. относительного симбиоза человека и саламандр.
Оплатой своего труда со стороны человека для саламандр являлись питание, обучение и, главное для них – расселение на все большей территории. Параллельно с взрывным ростом популяции и расширения вторичного ареала расселения шло возрастание интеллекта и знаний саламандр, и переход их на более высокую организационную и технологическую ступень эволюции вида. Изначально аморфная масса саламандр структурировалась, приобретая черты государства с возглавлявшем его «Верховным Саламандром». И это государство саламандр неизбежно должно было рано или поздно прийти к самоидентификации себя как цивилизации, по крайней мере, равновеликой человеческой цивилизации. Откуда уже было рукой подать и до появления претензий цивилизации саламандр – к человеческой цивилизации.
И такая претензия, конечно, возникла и связана она была с необходимостью для саламандр расширения площади мелководья, необходимого для их существования и размножения. А увеличить площадь мелководья саламандры могли исключительно за счет суши, суши – уже населенной людьми. И первая такая территориальная претензия саламандр к человечеству означала окончание периода относительно мирного симбиоза человека и саламандр.
Этап антибиоза (межвидовой конкуренции): человек – саламандра
Удовлетворить территориальные претензии саламандр поначалу удавалось мирным путем, посредством продажи саламандрам относительно небольших участков побережья. Но требования саламандр все новых территорий суши для превращения ее в мелководье быстро возрастали. И выяснилось, что саламандры обладают техническими возможностями дробить взрывами сушу на огромных участках и не спрашивая разрешения у человека. Насильственный характер приобретения саламандрами таких участков неизбежно сопровождался ростом числа и масштаба вооруженных конфликтов, которые, как правило, разрешались в пользу саламандр.
За 10-12 лет подобного «сосуществования» человека с саламандрами под водой уже оказываются Египет, Индия, Китай, части Южной Америки и большая часть Европы. Фактически, согласно принципу исключения Гаузе, гласящему, что два вида не могут существовать в одной и той же местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу, из двух конкурирующих видов (человека и саламандр) один обречен на вымирание. И по соотношению сил (технологических возможностей) очевидно, что исчезнуть должно человечество. Другой вариант следствия из закона Гаузе гласит, что два конкурирующих вида в одной экологической нише могут сохраниться только если эта ниша дифференцируется на две. В описываемом варианте «Войны с саламандрами» такая дифференциация может разве что проявиться в сохранении человека в небольших изолированных ареалах высокогорья.
Финал
Карел Чапек не доводит свое повествование до логического финала межвидовой конкуренции человека и саламандры – т.е. до неизбежного поражения человека. Вместо этого он в гипотетической форме рассматривает иные возможные, благоприятные для человечества, варианты завершения этой конкуренции. Один вариант, задействованный за сорок лет до него Г. Уэллсом в романе «Борьба миров» - эпизоотии (м.б. правильней говорить – эпидемии?), уничтожающей саламандр (у Уэллса - марсиан) – Чапек отвергает: «Неужели природе вечно исправлять то, что напортили люди?».
Другой рассмотренный автором вариант предполагает, что со временем у саламандр сформируются враждебные друг другу подвиды (популяции): более технологически продвинутый в Атлантике (на месте бывших Америки и Европы) и архаически патриархальный в Лемурии в Тихом океане, где на острове Танамаса и зародилась цивилизация саламандр. И неизбежное столкновение между этими двумя подвидами, перерастающее в мировую войну саламандр против саламандр. Более прогрессивные атланты отравят лемурские моря ядами и культурами смертоносных бактерий. Так что в результате весь мировой океан окажется зараженным и все до одной саламандры погибнут от «жаберной чумы».
Люди постепенно начнут возвращаться с высокогорья на берега океана, континенты потихоньку расти за счет эрозии и возникнут легенды о всемирном потопе, который был послан за грехи людей.
Список литературы:
- Алеева К. Культурологические аспекты мифа в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» // Уч. Зап. Казанского гос. университета, Том 152, кн. 2. 2010, сс. 125-136
- Баюк Д., Виноградова Т., Кноп К. Алиса в стране наук. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
- Генис А. Теология ущербного бога. К столетию Станислава Лема // Новая Газета, № 101 от 10 сентября 2021
- Калиниченко М. Грамматический анализ контекстов искусственного языка (на материале конструкций «новояза» в романе Дж. Оруэлла «1984») // Лексикология, терминоведение, грамматика, история языка в зеркале современных исследований. 2016, сс. 143-147
- Линник Ю. Философия и соляристика // Эко-потенциал № 4 (16), 2016, сс. 122-123
- Рудановская С. Приближение к другому: опыт прочтения «Соляриса» // Вестник РУДН, серия: философия № 1, 2015, сс. 70-84
- Сребрянская Н. О возможности применения искусственных коммуникативных систем антиутопий (на примере языка «Новояз» по роману Дж. Оруэлла «1984») // Вестник ВГУ, Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2007, № 1, 117-121
- Чапек К. Война с саламандрами. Like Book, 2021 г. 320с.
- Шаповал С. Новояз. Общая психология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М., 2005. 251 с.
- Bilban T. Alice’s Adventures in Scienceland // Libri & Liberi. – 2015. – Vol. 4, N 2. – P. 313-340.
- Orwell G. Politics vs. Literature - An examination of Gullivers travels // Polemic, No. 5. ВБ, London, 1946 г.
- Zwart H. Laboratory Alice: A Lacanian Rereading of Lewis Carroll’s Alice-Stories as Anticipatory Reflections on Experimental Psychology and Neuroscience // American Imago. 2016. Vol. 73, N 3. P. 275-305.