ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Коробейникова Евгения Николаевна
психолог в социальной сфере, второй категории, ГБУ «Мой семейный центр «Притяжение»,
РФ, г. Москва
Задорина Светлана Николаевна
психолог в социальной сфере, второй категории, ГБУ «Мой семейный центр «Притяжение»,
РФ, г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема буллинга в школьной среде. Раскрыто понятие «буллинг». Представлены виды буллинга с точки зрения зарубежных и отечественных ученых. В работе отмечается важность учета в работе по профилактике буллинга гендерно-возрастного аспекта. Предложены методы профилактики и предотвращения буллинга в школьной среде.
Ключевые слова: буллинг, травля, насилие, школьники, образовательная среда, профилактика.
Современные тенденции в российском обществе до недавнего времени характеризовались ростом негативного влияния массовой западной культуры, усилением конкуренции, социальной нестабильности в повседневной жизни, распространением деструктивного взаимодействия. Эти указанные проявления среди представителей разных сообществ характерны и для образовательной среды, поскольку в средствах массовой информации постоянно упоминаются случаи неконструктивного, а порой жестокого обращения между обучающимися и другими представителями педагогического сообщества образовательных организаций. Следует отметить и тот факт, что и в современном российском образовательном пространстве возник буллинг, как повторяющееся насилие и диктат со стороны одного человека (группы) в отношении другого.
В отечественной психологии долгое время травля в школе вообще не обсуждалась как особая ситуация взаимодействия. Отдельные ее проявления рассматривались как проявления агрессивности, превращение индивида в жертву, низкая статусная роль в группе. Проблема насилия в школе значительное время даже замалчивалась. Повышенный интерес к проблеме буллинга возник в связи с участившимися случаями травли в школе, о чем свидетельствуют работы ученых и практиков, таких, как: Т.О. Арчаковой, И.А. Баевой, С.А. Богомаза, И.B. Дробининой, Д.А. Леонтьева, С.Р. Мадди, Е.И. Рассказовой, И.A. Регуш и др.). Некоторые авторы связывают данное понятие с адаптационным потенциалом личности и жизнестойкостью.
Понятие «буллинг» рассматривается в связи с неконструктивным поведением и трактуется в настоящее время как насилие или травля [1]. Термин «буллинг» (от англ. слова bully) – буквально переводится как действие насилия, совершенное лицом, оскорбляющим и унижающим личность и достоинство другого человека.
В буллинге три действующих лица: агрессор – инициирующий насилие; жертва – против кого направлено насилие; наблюдатели – не участвующие в травле, но и не приостанавливающие ее. Цель агрессора – изводить жертву постоянно путем психологического унижения и оскорбления (словесных оскорблений, изоляции и бойкота, отбора вещей, совершения неприятных для жертвы действий и т.п.).
Исходя из вышесказанного, школьную травлю можно трактовать как действия агрессора по отношению к жертве, которые направлены на унижение эмоционального, физического, экономического или сексуального достоинства с помощью насилия и агрессии [3].
Как правило, в средствах массовой информации проблема насилия представляется достаточно узко, на примере конкретного случая. В сознании представителей общества существуют представления о социально-неблагополучной среде, которая провоцирует насилие. Хотя такие представления для многих считаются несостоятельными. Насилие проявляется в разных слоях населения, независимо от культурной, религиозной, классовой, расовой принадлежности.
В большинстве школьных коллективов есть учащиеся с особенностями развития, отличающиеся от своих сверстников, поэтому они подвергаются насмешкам и издевательствам. Регулярно жертвами школьной травли становятся около 25 % учеников, а согласно по результатам исследований других авторов – до 50 %.
Насилие приводит к стойким изменениям личности, порой последствии возникают сразу же от жестокого обращения к детям, в других случаях – последствия могут быть отсроченного действия. Быстрое влияние проявляется в виде соматических расстройств и психических нарушений, физических травм, а также личностных и эмоциональных отклонений, имеющие социальные последствия. Реакции на травлю могут проявляться в виде заторможенности или возбуждения, внешнего безразличия и желания уединиться. Ребенок во всех случаях травли испытывает страх, тревогу или гнев. У старшеклассников может развиться тяжелая депрессия из-за переживания чувства неполноценности.
Отсроченные последствия травли влияют на всю дальнейшую жизнь, что отражается негативным образом на семейных отношениях, постоянном чувстве беспомощности, а в дальнейшем таком же жестоком обращении к собственным детям и т.п. Как подмечено криминалистами и психологами-клиницистами, лица, совершающие насилие над детьми, в детстве испытали сами опыт насилия.
В условиях современной реальности назрела острая необходимость разработки технологии деятельности педагога-психолога по предупреждению буллинга или его невелироваия. При этом подобная деятельность должна вестись уже в начальной школе и строиться с учетом гендерно-возрастных особенностей детей и подростков, определяющих специфику работы с этим явлением [2].
Тщательный анализ понятия «буллинг» требует рассмотрения его основных видов. Американские ученые охарактеризовали восемь основных типов буллинга: 1) флейминг – словесные перепалки, короткие эмоциональные реплики между двумя и более людьми в публичных местах или интернет-сети, которые превращаются в затяжной конфликт; 2) нападки – постоянные атаки в виде оскорбительных сообщений в адрес жертвы; 3) клевета – размещение оскорбительной и ложной информации про жертву; 4) самозванство – превращение себя в жертву с использованием чужого пароля доступа к эккаунту в социальных сетях для распространения негативной информации; 5) жульничество, выведывание конфиденциальной информации и ее распространение для тех, кому она не предназначалась; 6) отчуждение – исключение из группы, отстранение от контата лица, приводящего к эмоциональному разрушению; 7) киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, изнасилования и т.д.; 8) хеппислепинг – реальные сцены насилия с записью на камеру мобильного телефона подростками и дальнейшее ее использование против жертвы [4].
В отечественной науке рассматриваются следующие виды насилия: 1) эмоциональное насилие над теми, кто имеет физические отличия или академическую неуспеваемость через унижение (насмешки, часиые замечания, необъективная оценка, высмеивание, унижение в присутствии других; отказ от общения с жертвой путем распространения записок, оскорблений, унизительных записей на доске или в общественных местах; 2) физическое насилие – применение физической силы к жертве; 3) сексуальное насилие – использование взрослым ребенка для удовлетворения сексуальных влечений через вовлечение в проституцию, порно-бизнес; 4) экономическое насилие – требование от жертвы денег, вымогательство чего-либо, принуждение к воровству; кибербуллинг – оскорбления посредством электронных устройств [5].
Жестокое обращение или пренебрежение интересами детей в системе образования возникает как со стороны сверстников и старшеклассников, так и со стороны педагогов, которые подавляют личность, зачастую это происходит непосредственно в школе [6].
На наш взгляд, целесообразно проводить педагогом-психологом работу профилактической направленности путем комплексного воздействия не только на непосредственно вовлеченных в школьный буллинг лиц, но и ближайшего окружения (одноклассников, родителей, педагогов), в рамках которой необходимо знакомить с конструктивными стратегиями поведения в угрожающих жизни ситуациях, проводить диагностику, цикл тренинговых занятий, направленных на снижение враждебности и агрессивности, оптимизацию межличностных отношений и психологического климата в коллективе. Кроме того, следует оказывать медико-психоло-педагогическую помощь пострадавшим от насилия для предотвращения психических расстройств и предупреждения попыток суицида; проводить коррекционную работу с зачинщиками буллинга по выявлению причин и противодействию ему.
В процессе работы с детьми и подростками необходимо учитывать их гендерно-возрастные особенности: 1) агрессивные формы поведения проявляют не только мальчики, но и девочки, к которым требуется применять конструктивное вмешательство; 2) в работе с девочками необходима профилактика вербального буллинга, с мальчиками – физического буллинга; 3) женский буллинг персонализирован, психологически и эмоционально деструктивен, в дальнейшем многие из них испытывают трудности в построении отношений с противоположным полом; 4) отношение детей и подростков к буллингу и формы его проявления с возрастом меняются.
Итак, анализ специальной литературы по проблеме буллинга в школе позволяет определить буллинг как длительное физическое или психическое насилие в отношении индивида, который не способен защитить себя. Требования современной реальности в отношении профилактики буллинга в школьной практике таковы, что следует учитывать гендерно-возрастные особенности решения данной проблемы. Следует обсуждать проблему со всеми участниками образовательного процесса всех возрастов. Педагог-психолог должен помогать поддерживать позитивную атмосферу взаимной поддержки в классе, придумать правила реагирования на ситуации травли и своевременно пресекать проявления буллинга, иначе они становятся опасными для детей и подростков как в настоящем, так и в будущем.
Список литературы:
- Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. – 2015. – Т. 6. – № 1. – С. 103-116.
- Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет. – 2009. – № 7. – С. 51-54.
- Профилактика и коррекция школьной травли (буллинга) несовершеннолетних в образовательных организациях: метод. рекомендации для педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей образовательных организаций / Сост. М.А. Мягкова; ГБУ «Центр помощи детям». – Курган, 2020. – 72 с.
- Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования. – 2014. № 3 (46). – С. 182-185.
- Сорокина М. В. Психологическая помощь жертве буллинга // Студенческий научный форум. – 2012. – URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2012/0559.pdf.
- Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект /под общ. ред. К. С. Шалагиновой. – Тула: Изд-во «ГРИФ и К», 2014. – 237 с.