ОТРАЖЕНИЕ ВАССАЛЬНО-СЕНЬОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ФРАНЦИИ В “ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ”

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 5(275)
Рубрика журнала: 5. История и археология
DOI статьи: 10.32743/26870142.2023.5.275.352688
Библиографическое описание
Гринь А.Д. ОТРАЖЕНИЕ ВАССАЛЬНО-СЕНЬОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ФРАНЦИИ В “ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ” // Интернаука: электрон. научн. журн. 2023. № 5(275). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/275 (дата обращения: 21.11.2024). DOI:10.32743/26870142.2023.5.275.352688

ОТРАЖЕНИЕ ВАССАЛЬНО-СЕНЬОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ФРАНЦИИ В “ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ”

Гринь Анастасия Дмитриевна

студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы,

РФ, г. Москва

 

Феодальное средневековье славится эпосами – они представлены в виде поэм и в стихотворной форме передают события, происходившие в стране. Одним из богатейших считается французский народный героический эпос, который насчитывает более сотни самобытных произведений и является «эпическим наследием» Франции и достоянием ее народа [3].

Чаще всего эпосы исполнялись жонглерами (певцами) на ярмарках, людных площадях, в прочих местах скопления людей и служили одним из возможных путей изучения истории для неграмотного населения. Их также исполняли перед битвами для поднятия боевого духа воинов. Об исполнении «Песни о Роланде» перед битвой в 1160 свидетельствует англо-нормандский поэт Вас в произведении «Роман о Ру» [4].

Поэмы назывались «жестами» и до наших дней дошли в названии «chansons de geste», что в дословном переводе – «песни о деяниях». В таких «песнях» содержится информация о сражениях, так как в основном «жесты» были посвящены военной-религиозной тематике. Кроме того, из них можно подчерпнуть много сведений о существовавших на тот момент вассально-сеньоральных отношениях. Ярким примером такого источника информации служит «Песнь о Роланде». Изучая старофранцузский эпос, мы прослеживаем становление феодального строя и рыцарства в реалиях XII века.

«Песнь о Роланде» повествует о битве при Ронсевале, которая является частью завоевания мавританской Испании королем Карлом Великим. Скорее всего, Карл в «Песне» - собирательный образ из фигур Карла Мартелла, его внука Карла Великого и внука Карла Великого - Карла Лысого. Битва при Ронсевале действительно произошла в 778 году, но билась армия Карла не с мусульманами, а с христианами-басками [4]. Главными героями являются: сам Карл, Роланд – его племянник, Марсилий – правитель мавританской Испании и Ганелон – зять Карла и отчим Роланда, а также другие приближенные короля. На примере взаимодействий этих героев раскрывается установившаяся к XII веку система вассально-сеньоральных отношений.

В VIII – IX веках сформировавшаяся империя Каролингов занимала огромную территорию. Вассально-сеньоральные отношения во Франции складывались постепенно, и «Песнь о Роланде» приходится на период их закрепления. Система подчинения вассала сеньору при передаче надела уже установилась, прослеживаются традиции, сопровождающие этот процесс.

Во главе иерархической лестницы стоял король. Высшую после него позицию занимали герцоги и графы. Они полностью распоряжались вверенной им территорией. Например, в «Песне о Роланде» барон Готье де л’Он взывает к Роланду: «где ты, граф, мой сеньор» и упоминает, что Роланд «дал ему лен» [1]. Самсон, один из пэров, также является герцогом, в переводе он назван «дук», от «duke» - герцог.

Некое противоречие состоит в том, что в тексте один и тот же персонаж может называться и графом, и бароном. Например, приближенный кроля Немон в один момент назван герцогом, а через несколько строк после этого – бароном. По списку имен собственных в конце книги в редакции издательства «Наука» мы знаем, что Немон был герцогом Баварским. Таким же образом описан Ганелон: «Граф, послали вас на смерть. Давно вы состоите при дворе. Считают славным вас бароном здесь» [1]. В перечне имен собственных его титул не упоминается. Дело в том, что наименование «барон» в тексте «Песни о Роланде» служит для обозначения не конкретного титула, а рыцаря в целом.

Существовало также звание пэра – титулованного приближенного монарха, занимающего особое положение по отношению к королю. Король давал такой титул тем, кого считал равным себе и чьим советом дорожил больше всего. Например, Роланд, племянник Карла, одновременно носил и звание пэра, и титул графа.

Тем не менее, принадлежность к знатному роду и титул графа или герцога не гарантировали получение звания пэра. В «Песне» Карл отправляет с посланием к Испанскому двору Ганелона, который является графом, после того, как отказывается рассматривать кандидатуры пэров (по его словам, такому риску пэров он подвергать не намерен). Ганелон злится и винит Роланда, а также «пэров, любящих его [Роланда]» [1]. При этом Ганелон – муж сестры короля и знатный человек, но звание пэра не носит.

Как сеньор, так и вассал были скреплены некоторыми правами и обязанностями. Основная обязанность сеньора по отношению к вассалу: предоставление покровительства. Это покровительство не ограничивалось защитой в общепринятом военном понимании, но и включало в себя снабжение снаряжением и вооружением, а иногда даже касалось личной жизни вассала (брака). В «Песне о Роланде» аспект с организацией брака отражается в моменте разговора Карла и невесты Роланда. Король обещает своего сына Людовика в качестве жениха вместо павшего в бою Роланда, таким образом заботясь о невесте своего преданного вассала – он нашел лучшую из возможных замену.

Сеньор имел право призвать вассалов с войсками на военную службу и при этом выполнял роль главнокомандующего. В «Песне о Роланде» это проявляется в том, что Карл принимает все стратегические военные решения, раздает вассалам посты и поручения. Например, Роланду с арьергардом поручено охранять ущелье Ронсеваль. Другим правом сеньора была возможность созывать суд и спрашивать совет у своих вассалов в стратегически важных вопросах.

Основная обязанность вассала – нести военную службу. В «Песне о Роланде» множество раз мы встречаем мотив того, что бароны отправляются в бой в качестве вассалов – доблестных и смелых, готовых на все ради своего сеньора. Их основной задачей была охрана страны от врагов и завоевание новых земель.  За верную службу они получали материальные блага от сеньора: земли, драгоценности, богатства. Также, как сеньор имел право созывать совет или суд, вассал имел право в нем участвовать.

Обе стороны имели право отстаивать свои честь и достоинство, в случае сеньора, при совершении тяжкого преступления вассалом, сеньор мог отозвать выданный вассалу феод [5].

Вассально-сеньоральные отношения - это, прежде всего, отношения личные между сеньором и вассалом. Эти отношения устанавливались посредством договора. Закреплялся он через принесение вассалом оммажа (hommage – фр.) сеньору [2]. При этом вассал публично признавал себя «человеком сеньора». Изначально церемония сопровождалась симоволическими жестами, а позднее они заменились письменным договором. Одним из таких символических жестов было вложение своих сложенных рук в ладони сеньора. Отражение этого обычая мы видим в словах посланника от Марсилия: «Желает заключить Марсилий мир, вам руки в руки, как вассал, вложить. И в лен у вас Испанию просить» [1].

Помимо оммажа существовало также фуа (foi – фр.), клятва вассальной верности, которую мог закреплять ритуальный поцелуй. В тексте «Песни о Роланде» также встречается намек на обычай поцелуя при заключении договора: «Ответил Ганелон: «Да будет так!». И с ним облобызался сарацин» [1].

После этого происходила инвеститура – введение сеньором вассала «в должность» и передача ему части своей власти. Мотив инвеституры неоднократно встречается в тексте «Песни о Роланде». Выражая доверие вассалу на исполнение того или иного дела, сеньор передавал ему какую-нибудь свою вещь, тем самым налагая на обоих некоторые обязательства. Это служило доказательством того, что вассал действует от лица сеньора и находится под его защитой [2].

Такой вещью в «Песне о Роланде» стала перчатка, которую король передавал вассалу, когда давал поручения. Пэры, желавшие отправиться с посланием к Марсилию, прямо говорят Карлу о том, что готовы взять перчатку и отправиться в Испанию. Символ вновь появляется в поле зрения, когда Карл назначает Роланда охранять отходной путь и вручает ему лук и перчатку.

Перчатка также являлась залогом чести [5]. В «Песне о Роланде» перед поединком противники отдают Карлу свои перчатки, наряду с предоставлением заложников.

Таким образом, мы видим, что к XII веку (время, когда «Песнь о Роланде» была записана после множества лет передачи из уст в уста), уже сформировалась иерархическая лестница, на верхней ступени которой стоял король, а также система вассально-сеньоральных отношений, как вертикальных, так и горизонтальных и процесс вступления в них.

 

Список литературы:

  1. Песнь о Роланде. Старофранцузский героический эпос. М: «Наука», 1964. – 192 с.
  2. Ganshof F. L., Stenton F.M. Feudalism, London: Longmans, Green and co, 1952 – 181 p.
  3.  Волкова З. Н. Эпос Франции. — Москва: Изд. Наука, 1984 – 323 с
  4. Ершова И. В. «Песнь о Роланде» и история изучения средневековых «Песен о деяниях» // Шаги/Steps. 2015. №2
  5. Щербаков А. Б. Рыцарь и общество в средневековом эпосе ("Песнь о Роланде") // Электронный журнал Знание. Понимание. Умение. – 2008. – №. 6