СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАИВНОГО ИСКУССТВА

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 9(279)
Рубрика журнала: 4. Искусствоведение
DOI статьи: 10.32743/26870142.2023.9.279.353569
Библиографическое описание
Александров Д.В. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАИВНОГО ИСКУССТВА // Интернаука: электрон. научн. журн. 2023. № 9(279). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/279 (дата обращения: 22.12.2024). DOI:10.32743/26870142.2023.9.279.353569

СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАИВНОГО ИСКУССТВА

Александров Дмитрий Валентинович

коллекционер,

РФ, г. Петрозаводск

 

В отличие от буржуазной Европы, где в конце 1880-х годов заявил о себе Анри Руссо, социально-экономическое положение России по-иному отразилось на становлении наивного искусства.

В дореволюционной России, так называемое, народное искусство, долгое время отождествлялось исключительно с крестьянским искусством, в котором встречаем такие жанры, как портреты, аллегорические и мифологические сюжеты, жанровые сцены, батальные сцены и т.д. Позднее в городских районах широкое распространение получили печатная графика, лубочные плакаты, служившие средством представления светской культуры крестьянству и городскому среднему классу, а также выполняющие рекламные задачи. Этот стиль лубочных листов представлял собой особый вид изобразительного фольклора и народных образов. Народный художник использовал такой стиль, который позволял представить предмет в легко понятной графической манере, которая была декоративной, гротескно условной и обладала чисто национальной цветовой гаммой.

После отмены в 1861 году крепостного права, в социально-экономической структуре России появилось «третье сословие», и начал развиваться пролетариат. Народная крестьянская культура и эстетика смешались с культурой городской буржуазии. В это время появляются литографии по мотивам городских баллад о безответной любви, а также армейских и народных частушек.

В начале ХХ века часть профессионального художественного сообщества России, а именно Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский, А. Шевченко, были увлечены народным искусством, стремясь тем самым утвердить подлинный характер русского искусства, изолированного от западных влияний. Московские художники, создававшие группы с такими экзотическими названиями, как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», восторгались такими предметами народного творчества, как вывеска, лубок, икона и сами создавали произведения, пытаясь передать первозданную прямоту фольклора.

В этот период огромную роль в становлении не только русского, но и мирового наивного искусства сыграл Нико Пиросманашвили (Пиросмани).

Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила представление о роли искусства в жизни масс и представила новое отношение к искусству. Обычные люди стекались в библиотеки и драматические студии, художественные кружки и школы. Крупная организация «Пролетарская культура», или «Пролеткульт», также сыграла определенную роль в продвижении творчества заводских рабочих и организовала для них художественные студии.

В те первые годы революции художники-самоучки часто сотрудничали в написании декораций для популярных театров, украшении и вышивании знамен и профсоюзных знаков отличия, а также в создании лозунгов, транспарантов, плакатов и других украшений для парадов и торжеств в великие революционные праздники.

Характерной чертой этого времени стали совместные выставки художников-профессионалов и художников-любителей. Одна такая выставка была открыта в Зимнем дворце в Петрограде в 1919 году. Аналогичная выставка была организована в 1927 году к десятой годовщине революции [4, c. 690].

К 1920-м и 1930-м годам движение любительского искусства было широко распространено, о чем свидетельствуют организованные объединения, такие как «Изомастерские рабочей молодежи» (ИЗОРАМ) – объединившее около восьмидесяти самодеятельных кружков («изоядер»), действовавшее в Ленинграде в 1928-1931 годах. Работы ИЗОРАМА демонстрировались на выставках в Русском музее (1928) и Третьяковской галерее (1929), на выставках в итальянском Монце (1930) и Амстердаме [2].

В 1934 году при Центральном доме народного творчества им. Н.К. Крупской открылись заочные курсы, впоследствии реорганизованные в Заочный Народный Университет Искусств. В этот период появляется несколько прекрасных художников-самоучек: И. Акбаев, З. Аркерьян, Киле Пячка, К. Панков и другие. При этом, их творчество рассматривалось как важная часть социалистической культуры.

17 июня 1937 года газета «Советская культура» на первой полосе под рубрикой «Художники-самоучки» писала: «15 августа в Центральном парке культуры и отдыха откроется первая всесоюзная выставка народного изобразительного творчества, посвященная 20-летию Великой пролетарской революции. В выставке участвуют самодеятельные художники со всех союзных республик.

Изокомбинат Всесоюзного дома народного творчества заказал 50-ти художникам-самоучкам написать работы для выставки. Так, З. Аркерьян (Тбилиси) пишет большое панно «Народный праздник после принятия Сталинской конституции», А. Морозов (Муром) – картину «Вручение акта на вечное пользование землей», К. Филиппов (Шахты) представит акварель «Товарищ Сталин на заседании военного совета Южного фронта», Т. Аверин (Малый Ярославец) работает над картиной «Проводы призывников», Денисов (Западная область) готовит скульптуру из дерева «Щорс, ведущий в бой». С серией рисунков «Товарищ Сталин в ссылке» выступит Шаравин (Ленинградская область), В. Воронцов (г. Пушкин) делает тушью иллюстрацию к «Тихому Дону» Шолохова.

На всесоюзной выставке будет показано свыше 1500 экспонатов» [3, c.1]

Практически весь советский период наивное искусство рассматривается, как часть «самодеятельного творчества трудящихся». В этот период успешно проходят основные выставки:

1935 – выставка колхозных самодеятельных художников;

1937 – выставка самодеятельных художников к 20-летию Октябрьской Революции;

1967 – выставка самодеятельных художников к 50-летию Октябрьской Революции;

1970 – выставка народного и самодеятельного творчества к столетию со дня рождения В.И. Ленина;

1974 – выставка самодеятельных художников «Слава Труду»;

1977 – выставка самодеятельных художников к 60-летию Октябрьской Революции;

1982 – выставка самодеятельных художников, приуроченная к 17-му Советскому Профсоюзному Конгрессу.

В 1981 году в Суздале создается музей самодеятельного творчества.

В 1984 году в Югославии издается «Всемирная энциклопедия наивного искусства». По разделу СССР в энциклопедии имеются ссылки на 106 художников, а 67-ми посвящены отдельные статьи [4]. Правда, большей частью это художники, родившиеся до революции.

В советский период формируется два условных типа российского наивного искусства. Первый уходит корнями в фольклор крестьянского искусства с его характерным для времени символизмом и сохранением черт лубка. Ко второму типу относится «городское» наивное искусство. Характерными чертами этого типа являются преобладание жанра городского фольклора, а для художника отправной точкой становится не только его собственное впечатление, но и оглядка на некий профессионализм.

1990-е годы явились временем признания наивного искусства.

В 1994 году Россия впервые участвует в международной выставке наивного искусства «Инсита» в Братиславе. Участие российских художников в данном проекте станет регулярным. В этот период активно работают художники Е. Волкова, Т. Еленок, П. Леонов, Е. Медведева, Л. Пурыгин, А. Пыжова.

Две интересные выставки прошли в 1999 году – «Erste Begegnung mit der Russischen Naive» в Боннигхейм, Германия и «Russische Naieven vertellen» в Голландии. На выставках были представлены работы российских наивных художников Павла Леонова, Елены Волковой, Василия Романенкова, Кати Медведевой, Михаила Ржанникова, Алевтины Пыжовой и других. В 1992 году в Москве открывается Музей народной графики, а в 1998 Музей наивного искусства.

Таким образом, к новому ХХI веку российское наивное искусство подошло на волне признания, в том числе международного. С 2004 года раз в три года Музей наивного искусства (с 2015 года Музей русского лубка и наивного искусства ‒ МРЛИНИ) проводит престижный международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров («Фестнаив»). В 2009 году доктор искусствоведения Ксения Георгиевна Богемская издает первый библиографический словарь, посвященный наивным художникам России «Наивные художники России» [1].

Здесь интересно обратить внимание на возраст наивных художников. Из 116 имен, включенных в словарь К. Богемской, 103 родились до 1950 года. То есть, на момент издания словаря самому молодому из этого числа было 59 лет (например, Кате Медведевой ‒ 72). Самыми же «молодыми» наивными художниками названы Сергей Заграевский (45 лет) и Наталья Каспирович (43 года).

Группа наивных художников, родившихся в 1960-х, не столь велика, это:

Михаил Бессмертных, Валерий Воробьев, Сергей Заграевский, Игорь Сергеев, Наталья Каспирович. Среди них только М. Бессмертных и Н. Каспирович не имеют специального художественного образования. С. Заграевский учился в студии Заслуженного художника РСФСР Т. Мавриной, В.Воробьев окончил художественно-промышленный техникум, а И. Сергеев художественное училище.

Как видим, многие наивные художники, заявившие о себе в 2000-х гг., так или иначе, имеют художественное образование. С этой точки зрения их творчество представляется более близким к примитивизму.

Художники, ориентированные на профессионализм, пользуются большим запасом информации, в том числе о художественных техниках, что создает угрозу потери искренности и наивности. Они достигают определенного уровня мастерства, что иногда не позволяет отнести произведение ни к жанру живописного фольклора, ни к наивному искусству в целом.       Вместе с тем, за 14 лет, прошедших с издания словаря К.Г. Богемской появились новые наивные художники.

Среди них можно назвать калужского художника Валерия Еременко. Главные герои его произведений – пароходы, а также кавалеры и барышни образца начала 20 века. И, соответственно сюжетам, художник использует яркие, насыщенные, веселые краски. Ретро - стиль Валерия Еременко, напоминающий дореволюционный городской фольклор.

Работы карельского художника Юрия Рыбкина на деревенские и поморские сюжеты наполнены особой искренностью. Рыбкин стал победителем фестиваля наивного искусства «Фестнаив-2017», а Музей русского лубка и наивного искусства поместил работу Рыбкина «Красная рыба на Белом море» на обложку каталога фестиваля.

Также на «Фестнаиве» среди лауреатов был отмечен оренбургский художник Михаил Остапов – автор лирических пейзажей, жанровых композиций, портретов, а также ульяновский художник Владимир Миронов с картиной «Раскулачивание».

В 2015 году на основе частной коллекции Евгения Розмана в Екатеринбурге создан Музей наивного искусства, как подразделение Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В декабре 2020 – апреле 2021 года в музее прошла выставка работ казанского художника Альфрида Шаймарданова.

И все же выставочная деятельность в большей степени продолжает ориентироваться на классиков наивной живописи волны 1980-1990-х.

В 2020 году Музей наивного искусства представил выставки:

- «Добрые традиции» – недавние поступления в фонды музея картин известных наивных художников из собрания Ксении Богемской: И. Селиванов, П.Леонов, М. Ржанников, Е.Медведева и др.

- «Все движется любовью» - шедевры тринадцати классиков наивного искусства (в том числе Е. Медведева);

- «Николай Лозовой. Возвращение»;

- Выставка «Любовь Майкова» - открывает серию «Гении отечественного наива». В серии планируются выставки работ Павла Леонова, Елены Волковой, Владимира Мизинова, Екатерины (Кати) Медведевой и других признанных мастеров.

В 2021 году в Московском музее современного искусства проходит выставка работ Павла Леонова «Зазеркалье».

В 2022 году Староладожский историко–архитектурный и археологический музей–заповедник и Всероссийский музей декоративного искусства посвятили выставки юбилею Кати Медведевой.

Таким образом, рассмотрение этапов становления и развития отечественного наивного искусства позволяет сделать следующие выводы:

1. Становление наивного искусства в России следует отнести к послереволюционному периоду 1917 года, времени привлечения крестьянского и городского населения к художественной и монументальной пропаганде. Среди художников этапа становления можно назвать И. Акбаева, З. Аркерьяна, Киле Пячка, К. Панкова, И. Мазина, А. Морозова.

2. В 1980-х годах в СССР наивное искусство сложилось, как самостоятельное направление, включающее два условных типа: «крестьянский» или «лубочный» и тип «городского фольклора». В данный период приобретают популярность Е. Волкова, Т. Еленок, П. Леонов, Л. Майкова, Е. Медведева, А. Пыжова, В. Романенков, И. Селиванов и др., то есть художники, которых принято считать классиками российского наивного искусства.

3. 1990-е явились временем международного признания российского наивного искусства. Россия впервые участвует в международной выставке наивного искусства «Инсита» в Братиславе, проходят международные выставки в Германии и Голландии. В это же время в Москве открывается первый музей наивного искусства.

4. В 2000-е в Москве регулярно проводит престижный международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров («Фестнаив»). Доктор искусствоведения Ксения Георгиевна Богемская издает первый библиографический словарь «Наивные художники России». Наивное искусство становится популярным не только среди коллекционеров, но и среди самих художников.

Вместе с тем, наблюдается тенденция ориентированности художников на профессионализм, что создает угрозу потери искренности и наивности. В то же время выставочная деятельность в большей степени продолжает ориентироваться на художников наивной живописи 1980-1990-х годов.

 

Список литературы:

  1. Богемская К.Г. Наивные художники России / К.Г. Богемская. – СПб.: Алетейя 2009. - 180 с.
  2. Трамвай искусств /Коллекция советских плакатов. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://tramvaiiskusstv.ru/– Загл. с экрана.
  3. Художники-самоучки // Советская культура. – 1937. - № 28 (374). –
  4. Bihalji-Merin Oto, Nebojsa-Bato Tomasevic . World encyclopedia of naïve art. A Hundred Years of Naïve Art / Oto Bihalji-Merin, Tomasevic Nebojsa-Bato - Belgrade: Chartwell books, inc., 1984.