ТВОРЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ГЕРМАНИИ XIX ВЕКА
ТВОРЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ГЕРМАНИИ XIX ВЕКА
Бацких Павел Алексеевич
директор Музыкального театра-студии при Государственной консерватории Узбекистана,
Узбекистан, г. Ташкент
CREATIVE DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL PROFESSIONALISM IN GERMANY OF THE XIX CENTURY
Pavel Batskikh
Director of the Musical Theater-Studio at the State Conservatory of Uzbekistan,
Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются анализ деятельности Гевандхауза, а также проблемы, имеющие существенное значение для профессионального развития музыканта-исполнителя, которому помимо исполнительского мышления, важно иметь также историческое мышление, способствующее пониманию образа жизни и культуры исторической эпохи и, соответственно, созданию индивидуального исполнительского стиля. В данном случае, это музыкальная культура Германии XIX века.
ABSTRACT
The article deals with the analysis of the activities of Gewandhaus, as well as problems that are essential for the professional development of a performing musician, for whom, in addition to performing thinking, it is also important to have historical thinking that contributes to understanding the lifestyle and culture of the historical era and, accordingly, the creation of an individual performing style. In this case, it is the musical culture of Germany in the 19th century.
Ключевые слова: Германия, Гевандхауз, Мендельсон, филармония, консерватория, оркестр, концерт, исполнитель.
Keywords: Germany, Gewandhaus, Mendelssohn, philharmonic, conservatory, orchestra, concert, music player.
Историческим судьбоносным событием в музыкальной жизни Германии стали организация Гевандхауза и Лейпцигской консерватории, оказавших влияние на развитие музыкальной культуры не только данной страны, но и других стран, представители которых принимали активное непосредственное участие в концертно-исполнительской деятельности Гевандхауза, получили превосходное образование в Лейпцигской консерватории и работали в этом музыкальном вузе.
В истории музыкальной культуры Германии XIX век занимает особое место как эпоха колоссальных преобразований во всех сферах музыкальной жизни страны. Как отмечает исследователь мирового исполнительства на духовых инструментах Ю. Усов: «XIX век характеризуется мощным подъемом производительных сил, ломкой феодальных отношений, бурным развитием и утверждением капитализма» [1, с.92]. В Германии эти процессы происходили очень сложно и противоречиво, что получило отражение в немецкой классической философии. Социализация общества и развитие прогрессивной эстетической мысли обусловили тенденции развития демократизации музыкального искусства, озаряемого романтической эстетикой. «Мир можно было бы назвать воплощенной музыкой, – рассуждал немецкий философ Артур Шопенгауэр, – все равно, что воплощенный волей; это объясняет нам, почему благодаря музыке всякая картина, всякая сцена жизни и мира сейчас же выступают перед нами с возросшей значительностью, и при том, чем аналогичнее мелодия внутреннему духу явления, тем более возрастает его значимость» [2, с.163].
Музыкальная культура Германии пришла к XIX веку с огромным потенциалом высочайшего профессионализма, ярко проявившегося в исполнительской практике Феликса Мендельсона-Бартольди, Роберта Шумана, Норберта Бургмюллера, Иоганнеса Брамса. Активное возрождение творчества Генриха Шютца, Георга Филиппа Телемана, Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха. Традиции И.С. Баха в XIX веке стали символом открытия и продвижения музыкального искусства в будущее. Идеи великих немецких композиторов эпохи Просвещения воплотились и актуализировались в XIX веке.
С 1835 года началась интенсивная творческая деятельность Ф. Мендельсона в Лейпциге. «Еще в январе он получил запрос от Лейпцигского адвоката Конрада Шлейница, не согласится ли он взять на себя руководство знаменитыми концертами Гевандхауза» [3, с.27]. Могучий фундамент классических традиций обусловил своеобразие немецкого музыкального романтизма и его отличие от романтического искусства других стран. Синтез классических и романтических традиций определил принципы основополагающих тенденций развития немецкого музыкального искусства как классико-романтического.
Наиболее ярко данная тенденция обозначилась и утвердилась в творческой деятельности Ф. Мендельсона, обратившегося к возрождению традиций И.С. Баха в новых условиях социальной действительности, с учетом достижений Венской классической школы в области симфонической оркестровой культуры великих композиторов эпохи классицизма.
Идея Мендельсона организации деятельности филармонии как основополагающего инструмента музыкального просвещения была успешно реализована в воздвижении величественного просветительского монументального монолита Гевандхауза. Тем самым, наряду с соборами, базирующимися на многовековых традициях органной культуры появился очаг светской культуры – филармония, в концертных залах просветительской организации транслирующей концерты инструментальной, хоровой, вокально-симфонической музыки, приобщение к высоким духовным ценностям мировой и немецкой национальной музыкальной культуры в новых условиях концертных программ, включающих современные и уникальные шедевры духовного музыкального искусства.
Организация Гевандхауза стала историческим событием в культурной жизни Германии, она открыла новые направления развития музыки, духовного просвещения широких масс народа. Основной движущей силой музыкального прогресса был выдвинут на первый план симфонический оркестр как ведущий исполнительский коллектив, устремленный к воплощению идей духовных ценностей и нравственности музыкального искусства, не имеющих границ времени и пространства. Так началась эра концертно-симфонического, дирижерского искусства, личностно-профессионального самоутверждения музыкантов-романтиков на основе благодатных возможностей коммуникативного контента. Гевандхауз стал стартовой площадкой для ряда симфонических дирижеров, которые прошли здесь отличную школу профессионализма. В историю Гевандхауза вписали свои имена такие известные дирижеры, как Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Курт Мазур, Франц Конвичный, Вацлав Нойман. В этом историческом процессе развития мирового музыкального искусства функционирование Гевандхауза занимает приоритетное место и удостаивается позиции не только в музыкальной культуре Германии, но и в глобальном масштабе.
Гевандхауз – понятие многозначное, многостороннее и многоуровневое, вбирающее в себя следующие смысловые сущности:
- название концертного общества;
- название зала;
- название симфонического оркестра.
История возникновения и развития Гевандхауза ведет к эпохе классицизма. В первой половине XVIII века интенсивное развитие инструментальной культуры привело к возникновению концертных форм, и соответственно, к активации концертной жизни [4]. Практика концертов Гевандхауза ведет свое начало ровно за сто лет до открытия Лейпцигской консерватории с 1743 года, с организации так называемых «Больших концертов» любительским оркестром в составе 16 музыкантов. Руководителем оркестра был И.Ф. Далес Концертные выступления любительских оркестров Гевандхауза проходили на первых порах с перерывами, без определенной системной организации. Путь развития оркестрового исполнительства в Гевандхаузе постепенно приобретал профессиональный облик.
Важной вехой в развитии Гевандхауза стал 1784 год, когда за руководство оркестра взялся Лейпцигский градоначальник В. Мюллер. Он организовал директорат, систематизировал работу коллектива, расширил состав оркестра, ввел в практику систему абонементных концертов, включающих 24 концерта в течение года. Такая стратегия действий приблизила деятельность Гевандхауза к статусу филармонии.
К началу XIX века симфонический оркестр Гевандхауза сформировался в отличный профессиональный коллектив. Неоценимый вклад в историю развития Гевандхауза внес Феликс Мендельсон, который руководил оркестром с 1835 по 1847 год. Это несомненно был период расцвета деятельности симфонического оркестра Гевандхауза.
Общественная и культурная жизнь Германии XIX века была исключительно насыщенной и многогранной. «30-40-е годы ознаменовались бурным развитием политической, философской и эстетической мысли в Германии» [5, с. 10]. Это получило отражение в композиторском творчестве, особенно в симфонических жанрах, в формировании концертного репертуара на материале которого получали реализацию просветительские идеи, проходило воспитание художественно-эстетического вкуса слушателя, формировался интеллект сознание, развитие мышления. «Порой мы сетуем, рассуждал Евгений Светланов, – что филармонический репертуар медленно обновляется, что из сезона в сезон многие произведения повторяются. Но это естественный процесс. Молодые исполнители начинают с известной музыки, чтобы обратить на себя внимание, завоевать авторитет» [6, с. 10]. По такому принципу составляли программы концертов Гевандхауза, ставшие эталоном во многих филармониях мира. Наряду с произведениями Баха, Бетховена, Мендельсон включал в концертные программы Гевандхауза современные сочинения, исполнение которых всегда вызывало широкий общественный резонанс, эстетические оценки, критическими статьями в журналах.
Многогранная творческая деятельность Гевандхауза стала базовым фундаментом и профессиональной основой для открытия Лейпцигской консерватории – первого музыкального высшего образовательного заведения в Германии.
Торжественное открытие Лейпигской консерватории состоялось 2 апреля 1843 года в Малом зале Гевандхауза, поскольку до 5 декабря 1887 года размещалась в здании во дворе Гевандхауза. С этого знаменательного события начался исторический путь этого высшего музыкального учебного заведения, в стенах которого сформировались ряд поколений замечательных музыкантов, укрепивших традиции этой консерватории. Менднльсон как основатель данной консерватории тщательно продумал структуру вуза. В организации плодотворной деятельности высшего музыкального учебного заведения Мендельсон руководствовался следующими принципами:
- основательность;
- последовательность;
- системность;
- упорядоченность.
В первый состав педагогов вошли единомышленники Мендельсона, среди которых композитор Р.Шуман, концертмейстер Гевандхауза Ф.Давид, музыковед М.Гауптман, органист К.Беккер и органист и композитор Х.Поленц, ставшие опорой и фундаментом молодой консерватории. Являясь не только единомышленниками, но и ровесниками Мендельсона – Шуман и Давид, принадлежавшие к поколению прогрессивных немецких музыкантов, находились в самом расцвете жизненных и творческих сил. Все они были озарены множеством созданием идей, устремленного в будущее, энтузиазмом и неукротимой энергией творчества. Позднее к ним присоединились преподаватели М.Кленгель, Л.Плейди, Э.Венцель и первая на тот момент и единственная женщина преподаватель консерватории Г.Бюнау-Грабау. Музыкальный профессионализм как устойчивая платформа качественного обучения студентов является основополагающим кредо, девизом консерватории. Академизм, опора на исторические традиции немецких музыкальных классиков и, прежде всего, И.С. Баха, были принципиальной важной целевой уставной фундаментальной основой Устава высшего музыкального образовательного учреждения. «Устав консерватории со всей очевидностью свидетельствовал о непосредственной связи учебного заведения с требованиями и условиями концертной практики, о серьезности целей и высоких профессиональных требованиях» [5, с.42].
При прямом участии Мендельсона были утверждены и опубликованы учебные планы и правила, регулирующие деятельность Лейпцигской консерватории, в дальнейшем ставших образцом для открывшихся впоследствии консерваторий в Германии. Существенное значение в Лейпцигской консерватории отводилось организации концертов и вечеров учащихся, впоследствии данная практика была принята почти во всех музыкальных учебных заведениях мира.
Желание получить музыкальное образование в Лейпцигской консерватории привлекло музыкантов из Великобритании, США, России, Швеции, Голландии, Венгрии и Скандинавии. Для преподавания в Лейпцигской консерватории были приглашены компетентные специалисты в области музыкальной педагогики Ф. Хиллер, Н. Гаде, И.Мошелес, К. Рейнеке и другие видные музыканты.
В числе выдающихся воспитанников Лейпцигской консерватории следует назвать, прежде всего, великого норвежского композитора Эдварда Грига, который запечатлел свои воспоминания о времени учебы в Лейпцигской консерватории в своем литературном труде «Мой первый успех» [7].
Многогранная совместная творческая деятельность Гевандхауза и Лейпцигской консерватории, представляющая собой объединение просветительских, педагогических и композиторских сил талантливых музыкантов, оказавших существенное влияние не только на последующие развитие музыкальной культуры, науки и образования Германии, но и других стран мира. Она проявлялась в таких направлениях творческой деятельности, как музыкальное просветительство, исполнительское искусство, дирижерская деятельность, педагогика музыкантов, сформировавшихся в Лейпцигской консерватории и опиравшиеся на ее принципы во многих странах мира.
Причина, побудившая Мендельсона организовать в Лейпциге консерваторию, была в том, что оркестру Гевандхауза, в частности, в его концертной деятельности ощущалась острая нехватка профессиональных музыкантов. И с этой целью началось обучение музыке в созданной консерватории, на основе теоретических и практических занятий, вначале будущих музыкантов оркестра, а впоследствии желающих поднять свою классификацию и из других оркестров, включая и иностранных студентов. Методологический принцип связи науки и практики, столь актуальны в современном музыкальном образовании, явился базовой основой музыкального профессионализма. Одним из главных условий в период обучения было обязательное посещение студентов концертов и репетиций оркестра Гевандхауза. Идея формирования музыканта-профессионала в Лейпцигской консерватории основывалась на универсальной и многоплановой системе обучения. Независимо от обучаемой специальности, студент проходил углубленные курсы изучения в различных областях музыкальных наук.
Открытие Лейпцигской консерватории позволило Гевандхаузу успешно существовать долгие годы, за счет которой он пополнялся. Организаторы Лейпцигской консерватории. основывались в обучении на немецкую национальную музыку. Благодаря чему, в условиях разрозненности немецких земель, в то время она способствовала развитию немецкой музыкальной культуры и консолидации немецкого музыкального сообщества.
Появление такого высшего музыкального учебного заведения как Лейпцигская консерватория отвечало насущным требованиям развития музыкального искусства XIX века, прогрессивным тенденциям исполнительского искусства, композиторского творчества, утверждению музыкальных просветительских идей. Сформированная Мендельсоном инновационная модель консерватории стала эталоном образования высших музыкальных школ в других городах Германии, способствуя повышению музыкальной культуры страны.
Учебные планы и учебные программы консерватории были направлены на всестороннее гармоническое развитие в области музыкального искусства. Особое внимание уделялось музыкально-теоретическим дисциплинам, таким, как гармония, полифония, музыкальная форма. Разработка новой специальности композиции стала одним из престижных направлений образовательной системы высшего музыкального образования. Если в XVIII веке музыканты проявлявшие свой талант во всех сферах музыкальной деятельности в равной степени как исполнители, капельмейстеры, писатели, теоретики искусства, то организация консерваторий, в том числе и Лейпцигской консерватории, положила начало специализаций, таких новых в XIX веке направлений, как композиция, оркестровое дирижирование, музыковедение Мендельсон способствовал развитию оркестрового исполнительства, созданию симфонических оркестров, ставшим своего рода альтернативой хоровым капеллам, утверждая светскую художественную музыкальную культуру. Появление новой музыкальной профессии дирижера-симфониста открыло и новые направления в высшем музыкальном образовании, изучение в консерватории таких дисциплин как инструментоведение, оркестровые стили, оркестровая культура.
Эволюция музыкальных инструментов также получила отражение в содержании высшего музыкального образования. Пришедшие на смену клавесинам и клавикордам фортепиано, виелам скрипки, альты, виолончели и контрабасы существенно расширили возможности инструментального исполнительства и открыли новые направления высшего музыкального образования. Все эти новации были в поле зрения Мендельсона и получили разработку в учебных дисциплинах Лейпцигской консерватории. Так, в частности класс специального фортепиано преподавала Клара Шуман, класс композиции и чтения партитур Роберт Шуман. Изучение творчества старинных мастеров Дж. Палестрины, О. Лассо, Дж. Каччини, Дж. Перголези, Л. Боккерини, Л.Керубини, К.В.Глюка было включено в обязательное изучение в исполнительских классах, теоретических курсах. Особое внимание уделялось изучению наследия Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена, как связующего звена классики и современности.
Мендельсон уделял огромное внимание современной музыке, и прежде всего, музыке Шумана, симфонии которого составляли фундамент исполнительских концепций дирижеров и оркестровых коллективов.
В этом отношении педагогическая деятельность профессоров консерватории была неотделима от художественной практики, от живого звучания воплощения творческой композиторской мысли в концертных залах Гевандхауза. Сформированная в стенах Гевандхауза Лейпцигская консерватория представляла собой синтез теории и практики. В Гевандхаузе выступали музыканты-виртуозы скрипачи Г.В. Эрнст, Ф. Давид, Р. Дрейшок, пианисты К. Шуман, С. Тальберг, Ф. Гиллер, И. Мошелес, А. Дрейшок, А. Рубинштейн, Ф. Лист, дирижеры Г. Берлиоз, Ф. Давид, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, П. Чайковский, А Никиш. Несомненно, лидером всего этого был многостороннего творческого процесса был Мендельсон, неутомимый энтузиаст музыкального образования и просвещения. Мендельсон преподавал в консерватории композицию, сольное пение, инструментовку. Высоким авторитетом пользовалась немецкая скрипичная школа – Ф. Давид, Й. Иохаим, Ф.Герман., виолончелисты Э. Хегар, К.Ю. Давыдов, дирижеры Н. Гаде, Ю. Риц.
Музыканты, получившие образование в Лейпцигской консерватории, развивали творческие принципы Лейпцигской музыкальной школы во многих странах мира, утверждая принципы музыкального профессионализма, проявлявшегося в неразрывной связи образования и просвещения.
Список литературы:
- Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. – Москва: Музыка., 1989. – 207с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В двух томах. Том 2. – Москва: Музыка, 1982, С. 154-170
- Дамс В. Ф. Мендельсон-Бартольди. Перевод с немецкого Л.А. Мазеля – Москва: Музыкальный сектор, 1930. –56с.
- Konzertbuch: Orchestermusik Erster Teil. 17. - 19. Jahrhundert Schönewolf, Karl (Hrsg.). - Berlin: Henschelverlag., 1960. – 651p.
- Музыка Австрии и Германии XIX века. Книга вторая. Под редакцией Т.Э.Цытович. – Москва: Музыка., 1990. – 528с.
- Московская государственная филармония. Составители Гинзбург Л.Г. и Платек Я.М.. – Москва: Советский композитор. 1973 –288 с.
- Григ Э. Избранные статьи и письма / общая ред., О. Левашевой ; Ин-т истории искусства М-ва культуры СССР. - Москва: Музыка, 1966. - 448 с.